Вальцевать металл дано не каждому

Александр Горай работает в ЛПЦ-2 вальцовщиком почти 18 лет. Освоив эту непростую профессию, которая не всем под силу, он стал мастером своего дела. О непростом процессе изготовления листового металла Александр Михайлович рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

-Александр Михайлович, когда вы пришли на комбинат?

-На комбинат я пришел в августе 2007 года после окончания Карагандинского государственного индустриального университета (завода-втуз) по специальности «Обработка металлов давлением». Сразу устроился в ЛПЦ-2 вальцовщиком на пятиклетьевой стан, и работаю до сих пор.

-Насколько вам было непросто осваивать профессию?

-Профессия вальцовщика – очень сложная. Есть люди, которые работают в цехе много лет, но так и не смогли разобраться до конца. Да, поначалу было непросто, хотя устроился я по своей специальности. Большое спасибо моим хорошим наставникам, которые все объясняли, показывали, рассказывали. Считаю, мне повезло в том, что я смог освоить эту профессию, найти свое дело. Ведь есть немало людей, которые, поработав немного вальцовщиками, понимали: «Это не мое», и уходили. Да, такое бывает, как говорится, не дано. Нужно найти себя в чем-то другом. К счастью, у меня сложилось иначе. Несколько раз у нас проводились конкурсы на звание лучшего вальцовщика. Один раз я занял третье место, притом, на тот момент я отработал всего несколько лет. К конкурсу готовился серьезно, старался как можно больше всего узнать, много спрашивал у более опытных коллег. В другой раз я занял четвертое место. В тройку победителей не вошел, но был близок к этому.

-Расскажите о своих обязанностях…

-Как известно, из травильного отделения к нам приходит холодный прокат, и мы его прокатываем до более тонких профилей. Толщина метала на выходе должна составлять от 0,42 до 2 миллиметров. Бывает даже 0,39. С таким металлом сложно работать, ответственность большая. На стане есть автоматика, но задаем и выдаем рулоны мы, что называется, вручную. Также вальцовщику нужно контролировать полосу, ее качество, чтобы не допускать брак. У нас очень серьезная работа, с которой не каждый справится. Нужно постоянно быть очень внимательным и соблюдать технику безопасности. И чем больше у вальцовщика опыта работы, тем лучше. Опытный вальцовщик уже на слух может определить, что клеть работает неправильно, и будет искать причину, а, найдя ее, вызовет механика, или гидравлика – в зависимости от вида поломки. Сейчас у меня пятый разряд, но так как наш старший вальцовщик в отпуске, в настоящее время я работаю по шестому.

-Сколько человек в вашей бригаде?

-Если раньше по штату было 12 человек, то сейчас только семь. А когда кто-то уходит на больничный или в отпуск, бывает, работаем вчетвером, а это непросто. Но мы справляемся. Должны справляться.

-Вам самому приходилось быть наставником, обучать кого-то?

-Месяц назад к нам пришел молодой вальцовщик. Мы его обучаем. У него пока нет допуска к самостоятельной работе – он работает под наблюдением, и многое ему пока нельзя делать. Но, самое главное – парень старается, интересуется, вникает в рабочий процесс, многое спрашивает, и мы рассказываем ему, что, где и как. Потихоньку делаем из новичка настоящего вальцовщика.

-Кто-то из ваших родственников работает на комбинате?

-Только я один. Дело в том, что сам я из села Центральное. Оно расположено в 30 с небольшим километрах от Темиртау. Раньше это был большой, показательный совхоз, но, начиная с 90-х годов многое было потеряно. Честно говоря, очень обидно. С работой ситуация в селе сложная, поэтому молодые стараются уехать в город, поступить учиться и остаться. Я тоже уехал, смог поступить в вуз по кредитной системе обучения. Зарплаты в сельской местности, как известно, небольшие, у родителей не было денег, чтобы платить за вуз. Первые три года я учился в кредит, но, после того как первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что нужно больше людей с металлургическим образованием, нас перевели на грант. Четвертый и пятый курс мы учились бесплатно, кредит я выплачивал за первые три года. Нам дали хорошую отсрочку: погасить долг нужно было в течение десяти лет. Учитывая то, что я сразу устроился на работу, мне было несложно это сделать, я быстро все погасил. А мои родители живут в селе. Сейчас осень, нужно готовиться к зиме, и в своем доме всегда очень много дел, поэтому в выходные дни я постоянно езжу помогать родителям. Так что свободного времени у меня совсем немного.

Кира Щербакова