«На комбинат пришел в 17 лет»

Игорь Луконин работает в доменном цехе бригадиром разливочных машин. Его общий стаж на комбинате составляет 38 лет, и практически весь он – горячий. Накануне Дня металлурга за многолетний и добросовестный труд Игорю Владимировичу вручили правительственную награду – орден «Еңбек Даңқы» третьей степени. О начале трудового пути, своих обязанностях, наставничестве и многом другом работник с большим стажем рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

-Игорь Владимирович, когда вы пришли на комбинат?

-1 сентября 1986 года. Тогда мне было 17 лет. После десятого класса отец устроил меня в обжимной цех учеником слесаря. В 18 лет я стал оператором машины огневой зачистки. В этом цехе я отработал 20 лет, а когда его закрыли в 2006 году, всех распределили по разным подразделениям комбината. Я и еще несколько человек попали в доменный цех. С тех пор я тружусь здесь 18 лет.

-Расскажите о своей работе в доменном цехе…

-Сначала я был машинистом разливочных машин. Работа тяжелая, особенно летом, ведь машинист находится в непосредствен- ной близости от расплавленного металла, а это огромная температура. С ковшей жидкий чугун сливается в мульды – специальный формы. Они стоят на ленте, лента крутится. Так получается чушковой чугун, или чушки. А машинисту приходится постоянно стоять рядом, поправлять, если что не так, следить за процессом. Кроме того, в его обязанности входит уборка: нужно подбирать упавшие чушки, нести их на себе, закидывать в чугуновозки. Так что условия очень непростые, «горячие», но люди справляются. В 2009 году меня назначили бригадиром, и теперь я контролирую работу на участке, распределяю ее. У нас четыре бригады, которые выходят в смену, в каждой – по четыре человека: бригадир и три машиниста разливочных машин. Также я отвечаю за шлакоопрыскиватель – там тоже четыре бригады по одному человеку в каждой, плюс бригадиры склада холодного чугуна. Я – дневной бригадир, прихожу на участок с утра, контролирую работу всех, кого перечислил. Ответственность, конечно, большая.

-Вам приходилось быть наставником?

-Да, много раз. Я обучил практически всех новичков, которые приходили к нам, передал им свои знания и опыт.

-Сейчас штат укомплектован, или кого-то не хватает?

-В одной бригаде не хватает двух человек. Прием на комбинат идет, но люди к нам не идут из-за низкой для таких условий труда заработной платы. Почему-то машинисты разливочных машин работают по четвертому разряду, бригадиры – по шестому, что не лучшим образом влияет на размер оплаты труда. Поэтому многие стараются перевестись горновыми, и у нас постоянная текучка кадров. Людям нужно кормить семьи, особенно молодым работникам, которые недавно женились. Было такое, что приходили ребята с высшим образованием, энергичные, желающие трудиться, осваивать профессию. Узнавали, какая здесь зарплата – поначалу она их устраивала. Но когда начинали работать… Однажды у нас три человека продержались только полсмены, а потом все бросили и ушли. Сказали, что не будут выполнять очень тяжелую работу за такую зарплату. И их можно понять.

-Да, хотелось бы достойной оплаты за тяжелый труд. А кто-то из ваших родственников работает на комбинате?

-Нет, только я. Сыновья выбрали другие профессии. Младший сын полгода назад уехал в Калининград, сейчас у него две работы, но его все устраивает. Старший сын устроился менеджером в Караганде.

-Как вы предпочитаете проводить свободное время?

-Раньше моим хобби была рыбалка. Главное для меня – выехать на природу, развеяться, подышать свежим воздухом. Правда, сейчас выезжать куда-то получается нечасто. Нужно помогать маме, теще, потому что в настоящее время я – единственный мужчина в семье. Но, если выпадает возможность – сразу еду на природу.

Кира Щербакова