Начальник участка по ремонту грузоподъемных механизмов ЛПЦ-2 Сергей Подольский работает на комбинате 30 лет. Устроившись однажды в листопрокатный цех, он больше не менял место работы. В интервью газете «Магнитка плюс» Сергей Александрович рассказал о себе, своей ремонтной службе, о том, как непросто в наше время найти квалифицированные кадры. Ведь ремонт кранов – дело очень ответственное.
-Сергей Александрович, когда вы пришли на комбинат?
-После окончания СПТУ в городе Семипалатинск на механика, службы в армии и недолгой работы на местном предприятии я вместе с женой и ребенком приехал в Темиртау к родственникам. В то время с работой было непросто, и мне посоветовали попытать счастья на комбинате. В 1994-м году я устроился в ЛПЦ-2 слесарем по кранам. В этом цехе, в крановой службе работали мои дяди, они взяли меня «под крыло». Начинал я под руководством Евгения Петровича Хицко, который тогда был старшим мастером механиков. С тех пор у меня практически ничего не изменилось: хоть и стал начальником участка по ремонту ГПМ, я также произвожу ремонты вместе с работниками нашей службы. Только ответственности добавилось.
-Сколько человек работает в вашей службе?
-32 человека. Это механики и электрики. Раньше они были по отдельности, но два года назад нас объединили. Теперь у механиков свой мастер, у электриков – свой, а я связующее звено между ними.
-Расскажите о своей работе…
-Грузоподъемные механизмы, как и любое оборудование, требуют ремонта и частичной замены. Сейчас мы запускаем проекты по замене двух кранов. Надеемся, что у нас все получится.
-Какой средний возраст кранов в ЛПЦ-2?
-Как известно, сначала устанавливают краны, а потом запускают цех, так что почти все краны в ЛПЦ-2 — 1969-го года выпуска. И задача нашей службы поддерживать их в работоспособном состоянии. Ремонты у нас проводятся каждый день. 30 дней в месяце – 30 дней ремонта. Каждый день один или два крана стоят, пока наша служба приводит их в порядок.
-И за эти 55 лет не было замены грузоподъемных механизмов?
-Нет, были только добавлены два крана в конце 1990-х годов. Сейчас в цехе 32 крана трех типов, разные по грузоподъемности.
-Ремонт кранов — это работа на высоте. Насколько строго следят, чтобы работники вашей службы соблюдали технику безопасности?
-Специалисты службы техники безопасности никогда не проходят мимо нас. Мы постоянно у них на виду. Всегда проверяют наряды-допуски, экипировку ремонтного персонала и так далее. То же самое с пожарными, потому что, если огневые работы проводятся наверху, искры разлетаются дальше, и шансов, что от наших работ произойдет возгорание, больше. Поэтому стараемся все выполнять в соответствии с правилами пожарной безопасности и ТБ в целом.
-Сколько лет нужно учить человека ремонту кранов, чтобы он мог работать самостоятельно?
-Если обучать с нуля, то необходимо минимум четыре года, чтобы человек начал понимать, чего от него хотят. Ведь нужно знать географию цеха, его технологию, и, конечно, разбираться, как работает каждый кран. Нужно знать, куда бежать и кому звонить, если что-то случается, а ситуации могут быть разные. Территория цеха большая, в каждом отделении есть краны и своя специфика. Кроме того, ЛПЦ-2 работает на три цеха, и любая заминка сказывается на наших «соседях». Все в нашем цехе передвигается кранами. Транспортеры есть только на выдаче металла с агрегата. Поэтому неработающих кранов, которые остановили для проведения ремонта, у нас совсем мало – до шести единиц. И мы в полной мере осознаем свою ответственность, стараемся выполнять работу как можно качественнее и быстрее.
-Нехватка персонала имеет место?
-Сейчас большая нехватка персонала ощущается по крановым электрикам. С механиками мы решили проблему за последние три года: приняли людей, обучили их, они работают. А с электриками все намного сложнее. Контингент, в основном, возрастной, многие болеют, берут больничные. Многие собираются уходить по новой программе по достижению 55-летнего возраста. А прием на комбинат идет очень долго, поэтому люди часто не дожидаются, когда им наконец-то дадут добро, и находят другую работу. Жить ведь на что-то надо. И найти электриков нужной квалификации – большая проблема. Очень мало людей приходят к нам с базовыми знаниями. И многое, конечно, упирается в заработную плату. Если к нам приходит электрик из подрядной организации, с опытом работы, то он должен получать хотя бы такую же зарплату, как на прежнем месте, или выше. Сейчас ситуация следующая: человек не учился на электрика в профтехучилище или техникуме – он окончил курсы, получил «корочку». Потом несколько лет работал в подрядной организации, ему был присвоен, допустим, пятый разряд. И вот он устраивается на комбинат, и его спрашивают: «Есть диплом?». Он отвечает: «Нет». Тогда этому человеку дают четвертый, а то и третий разряд, и, в лучшем случае, он сможет его повысить только через полгода – это если будет ходатайство от цеха. Если ходатайства не будет, то разряд повысят через год. Все это время вновь принятый должен работать за маленькую зарплату. Естественно, тех, кто готов согласиться на такие условия, очень мало. Бывает, что в подрядной организации работник не добился присвоения разряда, и пришел на комбинат только со стажем и «корочкой». Его отправляют на экзамен, и, как правило, он не сдает его с первого раза, а то и с третьего не может сдать, и попадает на наши курсы. Я считаю, что нужно подержать человека три месяца, чтобы за это время он обучился в ОРОП, сдал экзамены, и тот разряд, с которым вновь принятый пришел, нужно сохранить. И все равно: пока вновь принятый не допущен к самостоятельной работе, он получает «голый» тариф, хотя физически работает наравне со всеми. Но когда работник переходит на самостоятельную работу, он должен получать достойную зарплату, иначе люди у нас задерживаться не будут.
-Работа у вас напряженная. Хватает времени на какие-то увлечения?
-Особых увлечений у меня нет. Летом работаю на даче. Еще у нас есть собака-дворняжка, с которой нужно гулять три раза в день. И кошка тоже есть. Ее мы взяли котенком, когда пес был уже взрослым, и они, что называется, нашли общий язык. Вместе живут шесть лет, и обоим необходимо внимание. Так что скучать не приходится.
Кира Щербакова