У труженицы тыла, ветерана комбината Лидии Федоровны Бабенко было непростое детство – как и у всех, кто рос в годы Великой Отечественной войны. С малых лет привыкшая к труду, она более трех десятилетий отработала на железнодорожных путях комбината. О своей жизни Лидия Федоровна накануне 9 мая рассказала газете «Магнитка плюс».
Лидия Федоровна родом из деревни Талица Нижнесергинского района Свердловской области. Когда началась война, ее отца забрали на фронт. Оставшись без кормильца, в тяжелые военные годы семья, в которой было пятеро детей, жила очень бедно.
-Брат был самый старший, он работал трактористом. Мать трудилась в совхозе, и мы, дети, ходили вместе с ней. Она ставила нас рядом с собой, давала тяпки и показывала: «Вот это капуста — смотрите, не срубите! А вот это сорняк…». И мы работали, помогали взрослым. Выращивали разные овощи, даже огурцы удавалось выхаживать. Урожай куда-то отправляли – наверное, на фронт, — рассказывает Лидия Федоровна. – А своего у нас ничего не было, даже картошка плохо родилась. После того, как совхоз убирал картофель с полей, мы ходили собирать остатки. Уже заморозки начинались, а нас с полей выгоняли, чтобы не топтали пашню. Принесем домой гнилую картошку, мама ее обрежет, растолчет, добавит муку и печет нам лепешки. Хлеба не было. Когда пошла в школу, учительница водила нас собирать колоски. За это нам давали по две ложки меда. Вот так мы жили.
Семью выручала своя корова и лес, который находится рядом с деревней. В лесу Лидия Федоровна и три ее сестры собирали ягоды и грибы. Ягоды ели с молоком, и снова отправлялись за подножным кормом. А за грибами в деревню даже приезжала какая-то организация, которая принимала их у населения за небольшую плату. Дома грибы варили, и питались, в основном, ими. Большой радостью для детей было узнать, что где-то вырос «бесхозный» горох – в те годы он был лучшим лакомством.
После того, как объявили о Победе, семья стала ждать с фронта отца. Вскоре он вернулся домой целым и невредимым, пройдя всю войну. Но другим бойцам из деревни Талица повезло куда меньше.
-Многие мужчины возвращались кто без руки, кто без ноги, кто после тяжелого ранения, — вспоминает Лидия Федоровна. – Отец нам сказал: «Это Бог меня спас». Он рассказывал, как вместе с другими солдатами переплывал речку на плотах. Было очень опасно, многие думали, что утонут, но, к счастью, выжили. Мы были очень рады, что отец снова с нами.
В деревне Лидия Федоровна окончила семилетку. В первый класс она пошла только в 9 лет, как и многие местные дети: в тяжелое военное время ребятишкам было нечего надеть и не во что обуться.
Чтобы учиться дальше, нужно было ехать в другое село, поэтому Лидия Федоровна устроилась работать в совхоз. Ухаживала за курами, овцами, а в 16 лет стала дояркой. Денег за работу никому не давали: расплачивались зерном, которое перемалывали в муку и употребляли в пищу. Купить одежду и обувь было не на что.
-Мы были молодые, нам хотелось и покушать, и одеться, а мы ходили в одних телогрейках, — говорит Лидия Федоровна. – Муж моей сестры уехал в Темиртау, вскоре забрал жену. Сестра позвонила, позвала к себе. Оставаться в совхозе мне не хотелось, и в 1960-м году я приехала в строящийся город металлургов. Получила комнату в общежитии, которое располагалось на проспекте Комсомольский. Зимой там было до того холодно, что под утро вода в ведре замерзала.
Мы собирали на улице ветки, топили печку. Так что условия были непростые. И с работой возникли проблемы: устроиться сразу на комбинат не получилось, поэтому первые два года я работала уборщицей в школе. Каждый день ходила отмечаться, чтобы взяли на Казахстанскую Магнитку. И только через два года меня, наконец, приняли в железнодорожный цех. Здесь, в Темиртау я познакомилась с мужем. Он приехал с Украины, сначала работал на стройке, потом устроился на комбинат, много лет проработал на коксохимпроизводстве. В 1967-м году мы поженились, у нас родилось двое детей. От комбината мы получили квартиру.
Лидия Федоровна трудилась путейцем 32 года. Несмотря на то, что работа эта физически тяжелая, коллектив был чисто женским. Мужчины возглавляли бригады, а женщины самостоятельно меняли рельсы, шпалы, зимой чистили стрелки и выполняли свои обязанности на улице в любую погоду. Но даже достигнув пенсионного возраста, Лидия Федоровна продолжала трудиться на железной дороге еще пять лет. На заслуженный отдых она вышла в 1996-м году, и имеет много благодарностей за свой непростой и долгий труд. По стопам Лидии Федоровны пошла ее дочь: в УЖДТ она работает уже много лет.
Сейчас от родной деревни труженицы тыла Талица мало что осталось. Она все больше превращается в дачный массив: туда приезжают жители Свердловска, строят дома, засаживают огороды. Но память о том, что в годы Великой Отечественной войны жители этой деревни внесли свой вклад в общую победу над врагом жива до сих пор.
Кира Щербакова