Каждый год накануне Дня победы председатели профкомов и цехкомов поздравляют бывших работников комбината – тружеников тыла, жителей блокадного Ленинграда, узников концлагерей. Корреспондент нашей газеты побывал в гостях у нескольких ветеранов, каждый из которых рассказал о себе.
Юлия Алексеевна Химунина (поздравляет председатель профкома ЛПЦ-2 Вениамин Марченко):
-В поселок Самаркандский наша семья приехала в 1943-м году из поселка Агадырь. Во время войны мы, дети, чем могли помогали взрослым. На работу я устроилась в 16 лет, три месяца была рассыльной. Потом мне понравилась работа в лаборатории на КарГРЭС-1: туда носили какие-то чашечки, пробирки, отбирали пробы. Меня приняли в лабораторию. Я была лаборантом, потом аппаратчиком на водоочистке, трудилась в котельном цехе. Затем я пять с половиной лет работала в войсковой части, побывала на полигоне «Спасск». На комбинат пришла в 1977-м году, отработала 19 с половиной лет в ЛПЦ-2 завхозом. Уже достигнув пенсионного возраста, работала в цехе еще семь лет. Потом на мое место устроилась дочь – раньше на комбинате действовала такая программа. Дочка отработала завхозом 15 лет, внук трудился на коксохимпроизводстве. Так что жизнь нашей семьи тесно связана с комбинатом.
Анна Спиридоновна Григорюк (поздравляет председатель профкома ЛПЦ-2 Вениамин Марченко):
-Во время войны мы жили в селе Половинное Бердюжьего района Тюменской области. Дети моего возраста – 6-7 лет, и старше работали в совхозе: собирали колоски, пололи. Когда взрослые собирали пшеницу, мы мастерили из травы веревки, чтобы вязать снопы. Когда взрослые косили траву, нас ставили на стога, чтобы мы их утаптывали. Возле поселка было соленое озеро, и вокруг него росло много вишни — мы ее собирали. Зимой мы брали санки, шли к озеру за водой, дома ее кипятили, выпаривали и получали соль. А по дому делали все, что мама говорила.
В 1946 году с фронта вернулся отец. С поля везли сено, и он приехал вместе с рабочими в поселок. Я увидела отца, и запрыгнула на него со спины: до того была рада.
В Темиртау мы приехали в 1958-м году вместе с мужем – у него здесь жила сестра. Муж работал на комбинате машинистом тепловоза. Я сначала была продавцом, а в 1964-м году устроилась в ЛПЦ-2. Работала в прокатном отделении, все время в одном цехе. Оттуда и вышла на пенсию.
Николай Петрович Дудников (поздравляет неосвобожденный председатель цехкома УЖДТ Сергей Дюжев):
-Во время войны я жил в селе Сенокосное Карагандинской области. В колхозе вместе с другими ребятами занимался прополкой, сгребал сено, на лошадях возил в степь воду комбайнерам. Также мы возили пшеницу, сено на ферму, убирали снег зимой. Бураны раньше были сильные. Занесет ферму по самую крышу – ни подойти, ни подвезти ничего. Мы, дети, разрезали снег на куски, клали их на санки и увозили подальше. В общем, делали всю крестьянскую работу. Иной раз в школу не ходили, потому что нечем было отапливать помещения.
Два моих брата воевали. Старший был ранен три раза. Он вернулся в Сенокосное, а потом уехал на станцию Сортировочая. Средний брат после войны с японцами тоже уехал на эту станцию. Оба работали на железной дороге, и, со временем, забрали из села меня, маму и дедушку. Меня устроили в локомотивное депо учеником слесаря-автоматчика. Учиться пришлось целый год, потом меня забрали в армию. Служил в железнодорожных войсках, работал в части по своей профессии – слесарем-автоматчиком. В армии мне присвоили шестой разряд, выдали соответствующие документы. В 1957-м году я вернулся на станцию. Хотел устроиться слесарем-автоматчиком, а мне предложили работать по третьему разряду, когда у меня был шестой. Я не согласился, устроился старшим кондуктором. Поработал какое-то время, и тут случайно на глаза попалась газета, где было написано о строящейся Казахстанской Магнитке. В Темиртау, в Старом городе жила наша тетка, и 23 июня 1958 года я поехал к ней. Здесь меня сразу же приняли в Управление капитального строительства учеником сцепщика. Поездами УКС привозил оборудование для комбината. Имелся один маленький тепловоз. Целый год я учился, посещал занятия, в итоге, сдал экзамен. Начал работать, затем сдал экзамены на старшего составителя, перешел на комбинат. Замещал дежурного по станции, подменял помощников составителей. Потом я услышал об общественных инспекторах, которые следят за соблюдением техники безопасности, и решили организовать такую группу на работе – по одному человеку с каждой станции. Через пять лет я был назначен старшим общественным инспектором УЖДТ, получил подтверждающие документы. И я добился, чтобы всем общественным инспекторам тоже выдали документы, потому что как без них проводить проверки и выносить предписания? Старшим общественным инспектором я был десять лет, совмещал эту деятельность с основной работой. На пенсию вышел в 1995-м году с должности старшего составителя. Сейчас на станции «Стальная» работает мой сын – Александр Дудников.
Капитолина Георгиевна Левичева (поздравляют председатель цехкома ЦМК УПЗ ТОО «Курылысмет» Александр Буров и инструктор профкома РМЗ и УПЗ Жанна Достанова):
-Когда началась война, мы жили в поселке №7 Осакаровского района Карагандинской области. Все дети, кроме самых маленьких, работали в колхозе. Нас отправляли на сенокос – сгребать граблями сено. А в последний год войны я следила за колхозными свиньями, которых в теплые месяцы выгоняли в поле. В то время мне было десять лет.
Я очень хорошо помню день, когда мы узнали о том, что закончилась война. Все дети вышли из школы на улицу и пели песни – такая была радость!
В Темиртау мы приехали в 1950-м году, и уже 74 года я живу в этом городе. Работать начала на КарГРЭС-1, потом перешла на комбинат, на ТЭЦ-ПВС. Была помощником машиниста, машинистом турбин. Турбинный цех — горячий, температура летом очень высокая, и сильный шум. И в этом цехе я проработала без малого 30 лет. Потом муж помог мне устроиться в механический цех кладовщиком на склад готовой продукции. Оттуда я вышла на пенсию в 51 год.
С Казахстанской Магниткой связана жизнь многих моих родственников, и раньше у нас была семейная династия. На комбинате начальником отдела сырья и топлива работал мой старший брат Буров Иван Георгиевич – сейчас ему 93 года, его сын Андрей, мой младший брат, муж и сын. Все отработали по 40 и более лет. А сейчас электросварщиком в ЦМК трудится мой внук Александр Буров, и мне очень приятно, что сегодня он пришел поздравить меня с праздником.
Мария Леонидовна Михелева (поздравляет председатель цехкома углеобогатительной фабрики КХП Мурат Аширбеков):
-Я родилась в Ленинграде, и мне было пять лет, когда началась блокада. В 1942-м году родители ушли в мир иной, а меня отдали в детский дом. А мою старшую сестру, которой на тот момент было 12 лет, поместили в другой детдом. В 1942-м году меня эвакуировали из Ленинграда в Ярославскую область. Сначала нас везли на автобусах по Ладожскому озеру. Один автобус, который ехал перед нашим, ушел под лед вместе с детьми. Потом нас посадили на пароходы, где находились раненые бойцы. С воздуха пароходы бомбили, поэтому выжили не все. Затем мы ехали на поезде. Так непросто мы добирались.
Наш детдом находился рядом с музеем-усадьбой «Ботик Петра I». После четвертого класса нас перевели в город Переславль-Залесский, что в пяти километрах от музея. Когда окончила школу, меня определили в ремесленное училище монтажницей. Там мы собирали радиоприемники. Потом я жила в Молдавии, и оттуда в 1969 году приехала в Темиртау. К тому времени у меня уже был сын, дочь родилась здесь. Сначала я устроилась в «Промстрой» разнорабочей, заливала бетон. Проработала шесть лет, и перешла на коксохимпроизводство уборщиком производственных помещений. Оттуда вышла на пенсию после 24-х лет работы.
Кира Щербакова