По накатанным рельсам

В Темиртау начался демонтаж старых трамвайных путей. Напомним, в январе 2023 года вагоны прекратили курсировать по маршруту, а линии электропередач начали демонтировать. 

Трамвайный парк в Темиртау работает с 1959-го. В лучшие свои времена электротранспорт перевозил горожан по четырем маршрутам. С 2005-го по 2013 год начали постепенно закрывать движение по направлениям №1 (от цеха обжига в Старый город), №2 (цех обжига – КХП), №3 (Старый город – 8 микрорайон). В итоге на линии оставался только один действующий маршрут №4, и тот прекратил свое движение более года назад.

«В настоящее время проводится техническое обследование трамвайного парка. Оно включает в себя обследование всей инфраструктуры, подвижного состава, рельсового хозяйства и контактной сети. Также будут обследованы здания и сооружения депо», – сообщили в ТОО «ТАА», дочернем предприятии на тот момент иностранного инвестора.

Жители города металлургов стали бить тревогу. 28 марта прошлого года активисты опубликовали в Интернете петицию, адресованную Президенту страны. Они мотивировали необходимость сохранения экологического транспорта тем, что автобусы ходят нерегулярно, выбросы и выхлопные газы загрязняют окружающую среду и портят экологию. Большинство людей поддерживают этот вид общественного транспорта и переживают за его судьбу. Какова судьба трамвайного парка? Отвечать на этот вопрос не раз приходилось администрации города. Аким Темиртау Ораз Таурбеков в этом вопросе имел твердую позицию: не дать трампарку кануть в историю.

– Наше видение однозначно – трамвайный парк и этот вид транспорта в городе сохранить. Каким образом – это уже второй момент, – отмечал глава города.

В конце 2023 года на смену АО «АрселорМиттал Темиртау» пришел новый казахстанский инвестор, которому в ведение перешел и трамвайный парк. В середине апреля темиртаусцы заметили сдвиги в этом вопросе. В районе заводоуправления приступили к демонтажу старых трамвайных путей. В пресс-службе предприятия рассказали план работ.

«Одним из блоков, в вопросах улучшения экологической обстановки в городе Темиртау мы уделяем проекту восстановления трамвайного транспорта. Сегодня уже выполняются работы по замене рельсового полотна, восстановлению кабельной продукции, и вместе с тем, в ближайшее время мы реализуем проект по восстановлению самого депо», — сообщают в пресс-службе предприятия.

В одном из своих выступлений аким Темиртау Ораз Таурбеков отметил, что вопрос финансирования и полного восстановления будет решен за счет инвестора. АО «Qarmet» подтвердило, что в текущем году запуск трамвайного парка состоится.

«В настоящее время мы разрабатываем нормативно-правовые акты. На данный момент на стадии согласования находятся Правила рельсового транспорта в соответствии с Законом о транспорте. После завершения всех процедур согласования мы примем этот НПА и будем готовы к тому, чтобы этот трамвайный рельсовый транспорт стал официальным общественным транспортом с соответствующим тарифом, субсидированием и утверждением маршрута, как это предусмотрено действующим законодательством», – сообщил Ораз Таурбеков.

До недавнего времени в Казахстане трамвайное сообщение сохранялось только в трех городах — Павлодаре, Усть-Каменогорске и Темиртау. В сентябре 2022 года на встрече с общественностью в Павлодаре Президент Касым-Жомарт Токаев поручил развивать трамвайную систему как экологически чистый вид транспорта и сохранять ее.

Сергей Баданин