Валентина Федоровна Веретенникова – ветеран комбината, труженик тыла и человек, проработавший на градообразующем предприятии 38 лет. Она принимала участие в подготовке к запуску ТЭЦ-ПВС, внесла большой вклад в работу других цехов. Об этом и многом другом, о военных годах и переезде в город металлургов Валентина Федоровна рассказала газете «Магнитка плюс».
Когда началась Великая Отечественная война, Валентина Федоровна жила вместе со своей семьей, состоящей из родителей и пятерых детей, в Казахстане, в городе Щучинск знаменитого ныне курорта Боровое. Ее предки приехали в Казахстан по добровольному переселению из Воронежской губернии в конце 19 века. На новом месте приезжие организовали село Новый Колутон, где проживали поколениями. В этом же селе появились на свет родители Валентины Федоровны, но в голодные 1930-е годы они решили перебраться в Щучинск. Отец устроился железнодорожником, эту же профессию выбрал в последствие и старший сын. Он окончил ФЗО (школа фабрично-заводского обучения), вышел в свой первый рейс, после чего его сразу же забрали на фронт. С войны молодой солдат не вернулся. «Похоронка» пришла в 1943-м году. А отцу маленькой Валентины дали бронь, так он был нужен тылу. Глава семьи получил квалификацию машиниста и был отправлен на станцию Атбасар – сначала в командировку, а потом, по законам военного времени, оставлен на станции на постоянное место жительства. Водил поезда с карагандинским углем в Магнитогорск. Жена за мужем не поехала, так как у супругов были собственный дом, хозяйство, и маленькие дети. Только старшая дочь к тому времени была уже пости взрослой и училась в ФЗО. Валентине Федоровне было пять лет, ее брату – три года, а младшей сестре – год.
-Я помню, что во время войны мы кушали жмых. Наша улица, последняя в городе, выходила на Лысую гору, и мы поднимались на нее за заячьей травой, выкапывали какие-то сладкие корешки, — вспоминает Валентина Федоровна. – Но мы не голодали, потому что у нас был свой огород, мама трудилась на совхозном хозяйстве, и мы с братом тоже туда ходили. Самую младшую сестренку оставляли соседке – доброй старушке, а сами помогали взрослым, там же спали. А когда я пошла в первый класс, нас возили на подводе собирать колоски, а потом угощали белым супом. Это все, что запомнилось мне в военные годы.
5 мая 1945 года семья воссоединилась после переезда жены и детей на станцию Атбасар, так что долгожданное известие о Победе услышали уже на новом месте. В тот день всем было очень радостно, а возле школы состоялся большой митинг. На станции Валентина Федоровна окончила десятилетку, после чего одна поехала в Ленинград – поступать в вуз. В этот город учеников девятого класса провинциальной школы обещали отправить на экскурсию. Весь учебный год дети готовились, много читали о Северной столице, но что-то не сложилось, и поездку отменили, к всеобщему разочарованию.
-А у меня в голове засела мысль, что я должна побывать в Ленинграде. Тем более папа сказал, что я буду первым человеком в семье, который получит хорошее образование – высшее или среднетехническое, — говорит Валентина Федоровна. – В институт я не прошла по конкурсу, но для себя твердо решила, что останусь в Ленинграде. Вскоре на глаза попалось объявление о дополнительном наборе в техникум: тогда он назывался «газотопливный», потом его переименовали в «энергетический». Я получила профессию теплотехника тепловых электростанций. Пока училась, в свободное время старалась посетить как можно больше театров, музеев, побывать на всех экскурсиях. За три года я смогла познакомиться с Ленинградом, чему по сей день очень рада.
Училась Валентина Федоровна хорошо, поэтому могла сама выбирать место, где будет работать. Она очень хотела попасть на Волгу или на Урал, и, в итоге, остановилась на городе Черниковске в Башкирии (сейчас это исторический район Уфы – Черниковка). Но этому плану не суждено было сбыться: когда выпускники пришли за направлениями на работу, списки на распределение были перечеркнуты, и Валентине Федоровне пришлось выбирать другое место из того, что осталось.
-Под Саратовом есть город Энгельс, туда я и поехала. Там строили котельную, и меня очень хорошо встретили. Но после полутора лет работы на этом объекте его так и не запустили в эксплуатацию, — говорит Валентина Федоровна. — Я начала тревожиться, что потеряю свою специальность. Решила искать другую работу. И тут в газете прочитала статью про Казахстанскую Магнитку. Написала туда, мне прислали направление. В Энгельсе оформили перевод, и в Темиртау я приехала как молодой специалист в декабре 1958 года.
ТЭЦ-ПВС тогда только строилась, рабочие монтировали оборудование. Валентину Федоровну оформили помощником машиниста и отправили стажироваться на КарГРЭС-1, после чего она сдала экзамен и пришла работать на комбинат. Нужно отметить, что ТЭЦ-ПВС был первым цехом, который запустили в эксплуатацию на Казахстанской Магнитке. Это произошло в 1959 году – на целый год раньше, чем запуск других крупных производств, ведь без электроэнергии, вырабатываемой ТЭЦ-ПВС они просто не смогли бы работать. Кроме того, ТЭЦ-1 вырабатывала доменное дутье для доменных печей, и пар различных параметров для коксохимпроизводства, доменного цеха, и, особенно, цеха кислородного, потому что кислородные турбокомпрессоры тоже работали на паре.
-Мне крупно повезло, что я попала на строящуюся станцию, которую готовили к запуску. Мы изучали оборудование, видели его своими глазами, смотрели схемы, читали инструкции – и все это до пуска, поэтому получили огромный опыт, — говорит ветеран. – Конечно, запускалась ТЭЦ-1 непросто – как и другие цехи, но все прошло благополучно. И очень долго, наверное, первые три-четыре года ТЭЦ-1 называли «сердцем комбината» — и между собой, и в прессе. А 3 июля 1960 года при нашем непосредственном участии произошел запуск доменной печи №1, и на территории комбината прошел большой митинг по этому случаю. Ввод в эксплуатацию каждого цеха отмечался с большой радостью.
Жили молодые специалисты в Восточной части города, в здании бывшего треста «Казметаллургстрой», а сейчас – гостиницы «Стил». Так как многие комнаты были переделаны из приемных и больших кабинетов, то рассчитаны они были на десять человек. Потом для молодых специалистов построили два общежития на проспекте Строителей. На работу и обратно бригаду возили в объезд через промбазу на машине, которую метко прозвали «собачьей будкой» за то, что над пассажирскими местами был натянут брезент. В зарождающемся городе прокладывали теплотрассы, и во многих местах он был перерыт. Зато, когда заасфальтировали дороги и пустили трамвай, стало намного легче и уютнее. Летом в свободное время молодые ребята и девчата часто ходили на танцплощадку. Размещалась она возле кинотеатра «Восток», где показывали фильмы. Парка культуры и отдыха еще не было – он появился намного позже. Не было и многих зданий и жилых домов: город рос на глазах людей, приехавших подымать Казахстанскую Магнитку.
Работа Валентины Федоровны на комбинате складывалась удачно: начав с помощника машиниста, вскоре она стала машинистом котла. Затем ее перевели в производственно-технический отдел инженером по рационализации и обучению, потом – в группу учета, которая занималась технико-экономическими показателями, производила замеры, расчеты, делала диаграммы и передавала эту важную информацию другим цехам.
-У нас было семь цехов. Для каждого из них мы обсчитывали технико-экономические показатели, — рассказывает Валентина Федоровна. – Коллектив был очень хороший. В нем было много молодых специалистов, приехавших из разных уголков Советского Союза. Также было много высококлассных специалистов, которых приглашали сюда с других металлургических производств. И мы, молодежь, учились, набирались опыта от старших коллег прямо в цехах. На комбинате царил дух братства, потому что все люди были еще молодые – до 45-ти лет. Мы делали общее дело и старались участвовать во всех мероприятиях, поэтому на работу шли с удовольствием.
На комбинате Валентина Федоровна проработала 38 лет, была председателем общественного отдела кадров на ТЭЦ-ПВС. На заслуженный отдых женщина вышла в 1996 году, хотя пенсионного возраста достигла в 1991-м. За долголетний и добросовестный труд она была награждена медалью «Ветеран труда» и множеством других наград, в том числе за труд в тылу — юбилейной медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.».
Кира Щербакова