«Темиртау стал для меня родным»

Владимир Семенович Асташев – труженик тыла, ветеран комбината, много лет отработавший на коксохимпроизводстве. За свою жизнь он освоил немало профессий, успел пожить и поработать в разных населенных пунктах когда-то огромной страны, пока, наконец, не обосновался в Темиртау. Об этом и многом другом ветеран рассказал газете «Магнитка плюс».

Когда началась Великая Отечественная война, Владимиру Семеновичу было шесть лет, и вместе с семьей он жил в селе Буганак, что в 12 километрах от города Белорецка в Башкирии. Отца маленького Владимира забрали на фронт в 1941 году. С войны он уже не вернулся – погиб в самом ее начале. Дома осталась мать с тремя детьми, самым старшим из которых был Владимир. С ранних лет он работал на полях: вместе с другими ребятами все лето полол капусту, свеклу, морковь, и за это совхоз, как мог, поддерживал семьи.

-Машина была только одна. На поля нас увозили, а обратно часто приходилось возвращаться пешком. То приедут за нами, то нет, — вспоминает ветеран.

В военные годы семье Владимира Семеновича, как и многим другим, пришлось непросто. А 1947 году овдовевшая женщина снова вышла замуж. Отчим заменил детям родного отца. Но и после войны испытаний на долю жителей села выпало немало.

-Два послевоенных года – 1946 и 1947 были очень голодными. Мы ходили по полям, собирали мороженную картошку, искали все съедобное и несли в дом, — вспоминает Владимир Семенович. – Потом родители надумали переехать в леспромхоз, который находился далеко от нашего села. Обжиться удалось не сразу, так что переезд дался нам непросто. А в 1952-м году я поступил в ФЗО (школа фабрично-заводского обучения), и за шесть месяцев выучился на сантехника.

ФЗО находилась в городе Черниковск (сейчас это исторический района Уфы — Черниковка). В этом же городе Владимир Семенович три года «отрабатывал» диплом, а после вернулся в леспромхоз – помогать родителям. Поработал ка-кое-то время автослесарем, а потом, по выражению самого ветерана, «начал путешествовать». В 1956-м уехал в Уфу, где год работал автослесарем, затем снова вернулся в леспромхоз, трудился на лесоповале. Но жить всю жизнь в глуши Владимир Семенович не хотел, поэтому вскоре вместе с другом отправился искать счастья. Кто-то подсказал молодым парням поехать в Казахстан. Они послушали совета, и в 1959-м году прибыли в Чимкент. В то время нынешний город-миллионер был больше похож на поселок, и у двух приезжих возникли трудности с поиском работы.

-Приехали – устроиться никуда не можем, деньги на исходе. Нужно было что-то решать, — рассказывает Владимир Семенович. – А раньше была такая практика: набирать людей на разные работы и отправлять их в другие города. Деваться некуда, пошли туда, где набирали. Вскоре нас увезли в Аральск. Когда приехали туда, первое, что мы увидели – это песок. Он был повсюду. Мы вышли на автостанции, воды нигде нет. Спросили, нам сказали ждать до утра. Утром приехала повозка с бочкой воды, ее залили в бачок. Я своему другу Гене говорю: «Куда мы попали…» Но уехать мы уже не могли, пришлось остаться.

Потом друзья всю ночь плыли на судне по Аральскому морю (в то время оно еще было полноводным). К берегу причалили только на рассвете. Кругом была степь и плетеные домики, больше похожие на кибитки. В одном из таких поселили друзей. Отработать на стройке им нужно было год.

-Мы осмотрелись: условий почти никаких, но больше всего нас донимала мошкара. В домиках была постелена кошма, и эти насекомые находились в ней, а мы ходили все покусанные, — говорит Владимир Семенович. – Нам выдали подъемные – 40 рублей, и эти деньги мы потратили на то, чтобы добраться до начальства и попросить какую-нибудь другую работу. Туда, куда нас поселили, прилетал самолет – «кукурузник». Мы на него сели, полетели. Встретились с начальником, а он сказал: «У меня другой работы нет. Работайте там, куда вас распределили». Мы на катер, и обратно по Аральскому морю. Прокатились, в общем.

Из таких же приезжих организовалась строительная бригада, которая возводила жилые дома из больших брусков. Работали с темна до темна. Первый построенный дом заняли сами строители, кроме того, им выплатили неплохую зарплату. Стало немного легче. Но условия оставляли желать лучшего: воды, чтобы помыться, не было, а море в октябре стало холодным. Поэтому остаться Владимир Семенович и его друг не захотели, и через три месяца попросили родителей написать телеграммы, сообщить, что они жить не могут без своих сыновей. Только на этом основании начальство отпустило молодых работников после долгих уговоров. К начальству пришлось опять же лететь на «кукурузнике».

-Мы с Геной решили в деревню не возвращаться. Один наш друг дал адрес своей матери в Алма-Ате, куда мы и приехали, — рассказывает Владимир Семенович. – Год проработали на стройке. А тут девушка из леспромхоза, с которой мы дружили до отъезда, стала звать меня назад. Я ее приглашал в Алма-Ату, но она отказывалась. Пришлось мне приехать обратно. Но времени с момента нашей последней встречи прошло много, и чувства оказались уже не такими, как раньше.

В 1960-м году Владимир Семенович уехал в город Аша Челябинской области, устроился на металлургический завод в кислородный цех, наполнял баллоны. Через год он встретил девушку Валентину, которая стала его женой. И все бы хорошо, но своего жилья семьи в этом городе ждали очень долго. Квартиру можно было вообще не дождаться. Молодым подсказали, что в Казахстане есть город Темиртау, где в течение трех лет можно получить собственное жилье. Супруги уцепились за эту идею, и переехали сюда в 1963-м году.

Владимир Семенович устроился на коксохимпроизводство. Сначала работал слесарем, потом – дежурным слесарем, был и бригадиром. Выучился на крановщика, так как без этой специальности не мог работать на вагоноопрокидывателе. Успел поработать на кране, а после того, как его убрали, управлял вагоноопрокидывателем, и, даже достигнув пенсионного возраста, трудился на коксохиме еще десять лет. На заслуженный отдых вышел в 2000-м году.

У Владимира Семеновича двое детей, внуки и трое правнуков. Сыну Сергею, сотруднику подрядной организации, до пенсии осталось два года. Дочь работает учительницей в сельской школе, в четырехстах километрах от Темиртау. Жены ветерана, которая тоже работала на коксохимпроизводстве, к сожалению, уже нет в живых. Сам Владимир Семенович старается держать себя в форме: встав пораньше, каждое утро делает зарядку, не меньше часа гуляет на улице.

-Держусь, как могу, — говорит Владимир Семенович. – Занимаюсь физкультурой, сам хожу по делам, в общем, шустрю. Ведь движение – это жизнь.

Кира Щербакова