Григорий Адамович Кисель – труженик тыла и человек, внесший большой вклад в становление города Темиртау. К труду он привык с ранних лет, и его общий стаж составляет 44 года. О непростом детстве, переезде в Темиртау, работе в тресте и на металлургических предприятиях Григорий Адамович рассказал газете «Магнитка плюс».
Военные годы и оккупация
Григорий Адамович родился в Белоруссии, в небольшой деревне Страковичи Гомельской области. Он был пятилетним ребенком, когда началась Великая Отечественная война, но многое из того, что он видел в те нелегкие годы, навсегда осталось в его памяти. Так, маленькому Григорию пришлось наблюдать отступление Красной армии. Солдаты не шли, а бежали по главной улице деревни вместе с лошадьми.
-Я стоял у калитки, и видел такую картину. Наверное, наши боялись, что попадут в окружение, поэтому спешили. А как только защитники ушли, сразу пришли немцы. Моя родная деревня и соседние оказались в оккупации, — говорит Григорий Адамович. – У немцев были большие лошади, и один немецкий солдат зашел в наш огород, где росли кукуруза, горох, свекла и другие овощи, и давай все ножом срезать. Мама подошла к нему и говорит: «Пан, ты что делаешь? У меня же семья! Чем кормить буду?» А он на нее с ножом! Мама в дом убежала, долго оттуда не выходила…
В деревню, где вместе с семьей жил маленький Григорий, немецкие солдаты не заселились, зато оставили там полицаев из числа местных – «следить за порядком». Отца Григория Адамовича на фронт не забрали, так как он был уже в годах. А вскоре после оккупации в дом пришел староста и сообщил, что отцу нужно явиться в комендатуру, которая находилась в большом поселке в десяти километрах от деревни. Деваться некуда, пришлось идти. Когда мужчина добрался до комендатуры, коменданта на месте не оказалось, и он зашел к заместителю – молодому парню. Тот оказался более порядочным человеком, чем его «коллеги», и не побоялся сказать пришедшему правду: «Дядька, уноси отсюда ноги, и больше здесь не появляйся. Тебя сюда не просто так позвали – заставят стать полицаем. Будут бить до тех пор, пока не согласишься».
Так как немцы нечасто наведывались в небольшую деревню, состоящую менее чем из ста домов, люди чувствовали себя более или менее спокойно, могли выращивать урожай на полях, засаживали огороды. А примерно в десяти километрах находилась другая, большая деревня, все жители которой были партизанами. Войти в нее немцы не могли, зато постоянно бомбили с воздуха. Не повезло и крупным поселкам: именно там размещались немецкие войска. Но война – есть война, и с жителями деревни Страковичи тоже не раз расправлялись. Так, однажды неподалеку подорвалась немецкая бронемашина. После этого немцы забрали в комендатуру девять человек из числа местных и расстреляли. А тех, чьи родственники были партизанами, часто избивали – чтобы другим неповадно было.
Помнит Григорий Адамович и то, как Красная армия освобождала оккупированную территорию. Именно тогда ему довелось увидеть знаменитые «Катюши», как их называли в народе, а по-военному — реактивные системы залпового огня. В то время в доме Григория Адамовича уже жили красноармейцы, а неподалеку велись бои.
-Я своими глазами видел, как стреляют «Катюши». Когда наши войска наступали, они били по немцам. Их тогда хорошо погнали, а на американских «Студебекерах» нашим войскам подвозили боеприпасы, — вспоминает Григорий Адамович. – Нас эвакуировали в другую деревню. Немцы стреляли из минометов, и нам приходилось прятаться в землянках. Сидели там и боялись, землянка вся дрожала от взрывов. А утром мы выходили и видели рядом ямы от снарядов. Фронт в Гомельской области стоял очень долго, и толь- ко в 1944-м году Белоруссию освободили полностью.
Мастер на все руки
В родной деревне Григорий Адамович окончил семь классов местной школы. Учебу совмещал с работой в совхозе – был подпаском, помогал пасти скот.
-Мне было около десяти лет, а я уже зарабатывал, хоть немного, но поддерживал семью. Раньше дети рано начинали трудиться. И во время войны я работал: помогал взрослым высаживать овощи на полях, ухаживать за ними, убирал сено, — говорит труженик тыла.
Получив аттестат, молодой Григорий и еще несколько ребят из деревни договорились вместе поехать куда-нибудь учиться. Выбрали Львовский строительный техникум, поступили в него, поселились в общежитии, а после окончания учебы в 1956 году Григорий Адамович по распределению, с комсомольской путевкой приехал в далекий для него Казахстан, в город Темиртау. Устроился мастером в трест «Казметаллургстрой», и на протяжении многих лет возводил жилые дома и социальные объекты, детские сады и школы. Работал прорабом и начальником участка, руководил строительными бригадами. На льготную пенсию Григорий Адамович вышел в 55 лет, но дома сидеть не стал: уже после ликвидации треста, в 1990-м году устроился на Казахский завод, а, когда он закрылся, перевелся на комбинат. На градообразующем предприятии Григорий Адамович работал в СПП, в мартеновском цехе №2 шихтовщиком, потом — стропальщиком, в токарном цехе трудился на пилораме, делал заготовки из металла, а на заслуженный отдых вышел в 2000 году из ЦРМО-4. За десять лет Григорий Адамович освоил много разных профессий, несмотря на то, что официально уже был пенсионером. На вопрос: «Почему вы решили снова пойти работать?» ответил: «Годы были тяжелые. Нужно было поддержать семью».
У Григория Адамовича две дочери, которые сейчас тоже на пенсии, внуки и две правнучки. В городе Светлогорске Гомельской области живет его родная сестра, с которой он часто общается. Супруги труженика тыла, к сожалению, уже нет в живых. Остались хорошие воспоминания о долгих совместно прожитых годах, и о знакомстве, которое произошло в клубе в Старом городе.
-Когда я только приехал в Темиртау, нас поселили в общежитии, находившемся недалеко от клуба, — вспоминает Григорий Адамович. – В этом клубе мы танцевали, знакомились, и там же женились. И многие семейные пары прожили вместе очень долго, как я со своей женой.
Сейчас Григорию Адамовичу 88 лет. Пять лет назад он стал участником Народного хора ветеранов войны и труда «Красная гвоздика», который работает при Городском дворце культуры. По состоянию здоровья Григорий Адамович на время оставил пение, но его часто приглашают вернуться. К 9 мая должен состояться концерт, посвященный 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
-Если смогу, обязательно приму в нем участие, — пообещал Григорий Адамович.
Кира Щербакова