Жители города металлургов продолжают простаивать на остановках. Предприятие ТТС, которое обслуживает сразу восемь городских маршрутов, не может обеспечить стопроцентный выход автобусов на линию. Руководство отдела жилищно-коммунального хозяйства совместно с журналистами посетило автопредприятие.
Работники ТТС с гордостью показывают недавнее приобретение – 11 вместительных автобусов, которые ранее курсировали по улицам Алматы. Сейчас они отремонтированы и готовы в любой момент выйти на линию. Однако существует одна проблема – транспорт есть, а работать на нем некому.
– Наша задача – это обеспечение жителей Темиртау автомобильным транспортом для перевозки пассажиров по внутригородским маршрутам. Сегодня при норме 70 автобусов на линию выехали чуть больше 40. У нас, как и в целом по стране, основная проблема связана с нехваткой водительского состава. Дефицит составляет более 40 человек, – говорит представитель ТТС.
Все это отрицательно сказывается на имидже автопредприятия. Свое негодование жители города металлургов высказывают в социальных сетях – что в час пик нет автобусов и работники вынуждены оправдываться перед начальством, что опоздали на смену, потому что не смогли уехать, и т.д.
По словам руководителя ОЖКХ Каната Хасенова, здесь вся проблема связана с нехваткой водителей, и на то есть причина.
– Как только заводские автобусы начали ездить по городу, так сразу многие водители ушли туда работать. Как они говорят: 70% водителей – это бывшие работники ТТС, – говорит К. Хасенов.
Стоит отметить, что жалобы на работу ТТС поступали задолго до того, как руководство металлургического комбината в период пандемии приняло решение перевозить своих работников на арендных автобусах. Готов ли город гарантировать, что с их уходом ситуация изменится и водители появятся? Вопрос риторический.
– В случае невыполнения договорных обязательств отдел жилищно-коммунального хозяйства направляет уведомление руководству автопредприятия. Если меры не будут приняты, то мы вправе расторгнуть договор, а автобусы, которые ранее предоставили по лизингу ТТС, передать другим пассажироперевозчикам, – отметил Канат Хасенов.
Почему, имея столько жалоб от жителей города, автотранспортное предприятие продолжает работать? Вопрос остается открытым.
На субсидирование пассажирского транспорта ежегодно из бюджета выделяют более одного миллиарда тенге. По заявлению руководителей автопредприятий, эти средства не покрывают всех затрат и им приходится работать в убыток. Решить этот вопрос власти города намерены при помощи внедрения электронной системы обилечивания. Это покажет реальную картину пассажиропотока. В Карагандинской области доля безналичной оплаты по системе электронного обилечивания ОNAY! сейчас держится на уровне не ниже 95%. Прорабатывается вопрос ее внедрения и в Темиртау.
– Сейчас работаем над внедрением электронного обилечивания. Со стороны всех автопарков договоры подписаны и находятся в отработке с руководством ONAY! Предварительный график согласован, а с февраля мы начнем активную фазу разъяснительной и подготовительной работы. Внедрение электронной платы за проезд планируем на второй квартал текущего года, – сказал аким Темиртау Ораз Таурбеков на аппаратном совещании.
Как будет решаться вопрос с нехваткой водителей автобусов? Ответ на этот вопрос озвучил руководитель управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Карагандинской области Максут Кожанов.
– Это связано и с нюансами требований получения прав для водителей категории D. Нам известно, что этот вопрос сейчас обсуждается с отраслевыми министерствами: есть возможность снизить возрастной порог получения таких прав с 25 до 21 года. Надеемся, что внесение соответствующих поправок в законодательство положительно отразится на ситуации, – поделился руководитель управления.
Впрочем, возить людей нужно уже сейчас.
Сергей Баданин