От лучшего – к худшему?

В одном из предыдущих номеров газеты «Магнитка плюс» мы опубликовали опрос председателей профсоюза металлургов «Жақтау» на тему: «Что будет, если арендные автобусы вдруг уберут?» Все опрошенные сошлись во мнении, что случится транспортный коллапс, ведь то количество городских автобусов, которые выходят на линию по разным маршрутам, просто не сможет вовремя доставлять работников градообразующего предприятия до места работы. А в этом материале мы решили напомнить, с какими жалобами на общественный транспорт обращались работники комбината к председателям профкомов и цехкомов, и непосредственно в профсоюз – до тех пор, пока наконец-то в связи с эпидемией коронавируса не были введены арендные автобусы.

Жалобами – как устными, так и письменными, работники профсоюз просто заваливали. Ведь люди не могли как нормально приехать на комбинат, так и уехать с него. Нормально – это значит в человеческих условиях, хотя бы с минимальным комфортом и без долгих ожиданий на остановах. Притом, одни и те же проблемы повторялись из года в год, но не решались, и не решены до сих пор.

Несоблюдение графиков движения, недостаточное количество автобусов
на линиях, и, как следствие, большие интервалы движения

До введения арендных автобусов работникам комбинат нередко приходилось пользоваться услугами такси, чтобы добраться до места работы вовремя – и одно это говорит о многом. Ведь пропускной системе на проходной невозможно объяснить, что ты опоздал по причине долгого ожидания транспорта на остановке, или не смог втиснуться в подошедший автобус, потому что он был забит пассажирами «под завязку». Вот и приходилось людям раскошеливаться, выкраивать часть из семейного бюджета, лишь бы избежать проблем, связанных с опозданиями. И в этих случаях такси было вовсе не роскошью, а средством передвижения. А уехать на общественном транспорте было трудно как в утренние, так и в вечерние часы.

«Мы проверяли движение автобусов с 18.00 до 22.30. Автобусы маршрута №6 соблюдали интервал движения – он составлял 12-14 ми-нут, — говорит председатель профкома КХП Геннадий Водовозов. — На маршруте находилось пять автобусов. Но они прекратили движение в 21.55, хотя движение должно было закончиться в 22.20. Параллельно мы проверили движение автобусов, следующих по маршруту №12. Сначала на линии находилось четыре автобуса, потом один из них сошел с трассы, осталось три. Интервал движения был разным: и 50 минут, и 20. Движение прекратилось в 20.50. Я не вижу контроля со стороны руководства ТОО «ТТS» в этом вопросе» — из материала, опубликованного в нашей газете несколькими годами ранее и посвященного проблеме общественного транспорта.

Дежурства на остановках с целью зафиксировать интервалы движения автобусов председатели устраивали много раз. Результаты были неутешительные. Много жалоб было на то, что крайне сложно дождаться автобусы, следующие по маршруту №23, и на большие интервалы в движении автобусов маршрута №6 – так что графики движения водители соблюдали далеко не всегда. Практически все маршруты вызывали нарекания. Кстати, по поводу маршрута №12. На одной из встреч акима Темиртау Ораза Таурбекова с жителями города, прошедшей в 2023-м году, данный маршрут метко назвали «призраком», так как дождаться его на остановках крайне сложно. И это при том, что с мая 2019 года ТОО «ТТS» начало получать субсидии на обслуживание четырех нерентабельных маршрутов, среди которых – №№12 и 23. В общем, в лучшую сторону здесь ничего не изменилось, и, скорее всего, стало только хуже.

Переполненность автобусов

Сейчас больших автобусов в городе стало на порядок больше, а вот несколько лет назад самым распространенным видом общественного автотранспорта был так называемый «ПАЗик». Вместимость у него маленькая, и поэтому в часы пик пассажиры ехали как кильки в бочке. Но и сейчас именно «ПАЗики» продолжают использовать для обслуживания одних из самых протя- женных маршрутов — №№3 и 15. Как и раньше, это создает пассажирам массу неудобств. «Набьют пассажирами автобус, идущий по маршруту №3 в Старом городе «под завязку», и везут людей до самого комбината. И люди еще радоваться должны, что их везут. А какое отношение у водителей к людям: «Не нравится – езжайте на такси!» Никуда не годное отношение» — сказал председатель профкома ЛПЦ-2 Вениамин Марченко во время опроса на тему: «Что будет, если арендные автобусы вдруг уберут?». К сожалению, арендные автобусы не могут охватить всех работников комбината. И те, кто вынужден пользоваться общественным транспортом, испытывают на себе все «прелести» таких перевозок.

«Недоезды» до дальних остановок, расположенных возле комбината

До введения арендных автобусов большое число людей, отработавших смену или день на производстве, не могли вовремя уехать домой, а в зимнее время еще и мерзли, дожидаясь автотранспорта. И все потому, что водители не доезжали до так называемых дальних остановок, самовольно сокращая себе маршруты. Много раз на остановках, расположенных возле удаленных подразделений комбината, по инициативе профкомов устраивали дежурства. Как ни странно, именно в эти «проверочные» дни автобусы ходили по графику. Но стоило проверяющим уйти, как все возвращалось «на круги своя». В качестве примера можно опять же привести маршруты №12 и 23: автобусы не доезжали до аглопроизводства и цеха обжига, разворачивались на «Леспромтаре» и уезжали. Водители, обслуживающие маршрут №8, игнорировали остановку «ТЭЦ-2». Общественный транспорт работникам нередко приходилось ждать часами.

Водители автобусов уезжали с остановок, едва завидев пассажиров

На одном из заседаний профактива председатель профкома КХП Геннадий Водовозов рассказал, как работники подразделения вынуждены были в буквальном смысле догонять автобусы маршрутов №№6 и 12. Завидев людей, идущих от проходной, водители нередко разворачивались и уезжали, не дожидаясь бегущих пассажиров, среди которых были женщины предпенсионного возраста, ветераны комбината. Чем обусловлено такое поведение – никто так и не смог объяснить.
Для того, чтобы решить описанные выше проблемы, профсоюз «Жақтау» провел много встреч с руководителями транспортных предприятий, в их адрес было направлено немало письменных обращений, председатели профкомов разговаривали с ними по телефону. Были также обращения в акимат, в отдел ЖКХ, ПТ и АД. Но только проблемы все не решались. Представители транспортного предприятии ТОО «TTS» во время встреч постоянно жаловались на нехватку кадров, то есть водителей из-за низких зарплат, а также средств, субсидий, новой техники, и даже заявляли о своей убыточности. И постоянно давали обещания, что ситуация изменится к лучшему. Отметим, что все это было до введения арендных автобусов, когда все работники комбината, за исключением той малой части, которая пользуется личными автомобилями, ездили на работу и обратно на общественном транспорте. Это огромный пассажиропоток, поэтому заявления об убыточности и нехватке всего, что обеспечивает нормальную работу маршрутов, было даже странно слышать. Когда же ввели арендные автобусы, транспортные предприятия сделали их причиной всех своих бед, утверждая, что они забирают пассажиров, что приводит к большим убыткам и увеличению субсидирования из бюджета (куда, кроме прочего, входят и наши с вами налоги). Напрашивается вопрос: а что же мешало транспортному предприятию ТОО «TTS» наладить нормальную работу общественного автотранспорта до введения арендных автобусов? Или жаловаться и плакаться намного легче, чем по-настоящему разбираться в причинах, почему дела идут не так, как хотелось бы, и эти причины устранять? То есть работать на свое предприятие, а не рассказывать при каждом удобном случае «какие мы бедные и несчастные».

Напомним, что в конце прошлого года профсоюз «Жақтау» провел анализ движения автобусов двух основных городских перевозчиков — ТОО «TTS» и ТОО «Кала Колик» по всем маршрутам. Результаты опять же не впечатляют. Так, 7 декабря на линии было 3 автобуса маршрута №12, интервал движения составил от 23 до 40 минут. 14 декабря интервал составил уже почти 1 час 15 минут. Анализ проводился в утренние часы, ведь, исходя из жалоб работников комбината, уже после восьми утра очень трудно уехать с работы и на работу.

Количество автобусов существенно сократилось. При проверке 7 декабря на линии было всего 43 автобуса в утренние часы. Из-за такого малого количества интервал движения существенно возрос и дошел до 43-46 минут (!). Из 43 автобусов 11 вывело ТОО «Кала Колик» (по маршруту №3), а ТОО «TTS» — 32 автобуса по восьми маршрутам (!). Интервал движения автобусов ТОО «Кала Колик» составлял 7-15 минут. У ТОО «TTS» дела обстояли хуже: маршрут №10 – на линию вышло 3 автобуса, интервал движения – от 15 до 30 минут. Маршрут №7 – на линию вышло тоже 3 автобуса, интервал движения – 30-35 минут. Понятно, что с такими интервалами люди не успеют попасть на работу вовремя, а зимой будут мерзнуть на остановках.

Так что даст работникам комбината отмена арендных автобусов? Только то, что они вернутся от лучшего к худшему. И насколько хуже, чем раньше, может быть это худшее, даже сложно представить.

Кира Щербакова