«Оперативный персонал – это как спецназ»

Электрик участка углеподгото-вительного цеха Сергей Чулков работает 40 лет в одном цехе, а его стаж на комбинате – еще больше. О непростой работе своей службы по ремонту оборудования он рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

-Сергей Иванович, когда вы пришли на комбинат?

-В 1981-м году после окончания Химико-механического техникума по специальности «Электрооборудование промышленных предприятий». Немного поработал в ЦЗТЛ, потом меня призвали в армию. Вернувшись, сразу устроился на коксохимпроизводство, в углеподготовительный цех в июне 1983-го года. И вот до сих пор здесь работаю. Начинал электриком четвертого разряда, потом получил пятый, затем меня назначили мастером. Был помощником и заместителем начальника цеха по электрооборудованию. Теперь — электрик участка.

-Расскажите о своей работе. В чем она заключается?

-В ремонтах оборудования углеподготовительного цеха. Мы проводим текущие ремонты, устраняем замечания и текущие неполадки в работе оборудования, поддерживаем его в технически исправном состоянии. И, конечно, на первом месте у нас безопасность людей, которые выполняют всю эту работу.

-Можете немного перечислить: что вы ремонтируете?

-Это вагоноопрокидыватели, вагоновыталкиватели, дробилки барабанные и молотковые, катучие и стационарные конвейеры, двигатели различной мощности, включая высоковольтные и прочее. Оборудование расположено как на верхних отметках, например, + 53, так и на минусовых, например, — 15. В цехе большое количество электроустановок – 54 штуки, есть трансформаторная подстанция. В общем, очень много всего, оборудование — различного рода, вида и назначения. Но в основном у нас конвейерное хозяйство. Углеподготовительный цех имеет большую протяженность, и в нем порядка 77 конвейеров.

-Сколько человек обслуживает все это оборудование?

-По штату в нашей службе должно быть 17 человек, но в наличие всего 14. Очень сильно не хватает людей, особенно квалифицированных работников. Многие ушли на пенсию, кого-то перевели в другие цехи. Оперативный персонал, который занимается мелкими ремонтами, то есть устранением мелких замечаний, работает посменно, по 12 часов. В каждой смене должно быть два человека, но так получается не всегда. И есть еще шесть человек для проведения более крупных ремонтов. Персонала у нас очень мало.

-А новых работников не принимают?

-Недавно приняли одного, точнее, не трудоустроили на комбинат, а перевели из другого цеха. Больше никого не дают, говорят, что нет электриков, способных ремонтировать такое оборудование, как у нас.

-Как же ваша служба справляется?

-Вот как-то справляемся. К нашему персоналу предъявляются не только профессиональные, но и большие физические требования. Например, нужно подняться на отметку + 53 метра по металлическим лестницам – это высота 16-этажного дома. И не один раз за смену оперативный персонал так бегает. Чтобы добежать от нашей конторы до четвертой башни, нужно преодолеть расстояние 1 200 метров по прямой, затем подняться на отметку + 48 метров – там находится электроустановка, отыскать причину, почему встал конвейер, или цепочка конвейеров, и устранить неисправность. Потом спуститься и прибежать обратно. Через какое-то время тебя посылают, к примеру, на верх закрытого склада. Расстояние до него поменьше – метров 500 по прямой, а потом 53 метра вверх. Это огромные физические нагрузки, поэтому в оперативке нет людей в возрасте, таких, как я. Я такой темп уже не выдержу. Ну, и, конечно, температура: летом жарко, зимой холодно, потому что практически все оборудование находится на открытом воздухе. Пока добежишь и поднимешься — вспотеешь, а так и простудиться можно. Поэтому здоровье здесь необходимо крепкое. Это раз. Во-вторых, нужно прекрасно знать географию цеха. 54 электроустановки разбросаны по его территории, и имеют свою нумерацию. Работник должен знать, где что находится, откуда идет электроснабжение и так далее. Для того, чтобы человек мог работать в смене оперативником, необходимо минимум семь лет. И это с условием, что он уже имеет определенный опыт. Можете себе представить, с какой проблемой мы скоро столкнемся? Если бы в 80-х годах, или даже в 90-х кто-то сказал, что в смене будет работать один человек, над таким «пророком» долго бы смеялись. Сказали бы, что это невозможно, и цех остановится. Когда я пришел сюда, в смене было по три человека. Сейчас стало нормой – один человек в смене, потому что не хватает персонала. Конечно, не всегда, но все чаще и чаще люди работают по одному. Люди болеют. Вот в настоящее время у одного из наших работников перелом ноги, другому уже полгода врачи не могут поставить точный диагноз, не допускают его к работе. А как отыскать неполадку одному человеку, учитывая огромные размеры такого оборудовании, как, например, вагоновыталкиватель или вагоноопрокидыватель? Естественно, увеличивается время ремонта. И в оперативники даже взять некого, потому что не каждый электромонтер в силу своих физических и умственных возможностей потянет такую работу. Оперативный персонал – это как спецназ, и скоро вопрос нехватки кадров встанет еще острее.

-А как те шесть человек, которые занимаются более крупными ремонтами? Им тоже приходится непросто?

-Да, это так. Существуют графики планово-оперативных ремонтов, которые с определенной периодичностью должны выполняться. Но невозможно таким малым количеством персонала, как у нас, выполнить все ремонты в срок. Поэтому благодаря опыту – моему и мастера мы расставляем приоритеты, выходим из положения, чтобы было как можно меньше простоев оборудования.

-Сколько человек должно быть в вашей службе?

-Однажды мы попросили это просчитать. Оказалось, что 34 человека. Сейчас наполовину меньше. При этом количество оборудования не уменьшилось. Наоборот, оно стареет, чаще ломается. Требуется замена машинного парка, и мы уже начали этот процесс, но выполнили работу только на 40%. Некоторые машины ходят по 30-40 лет, так что нужно еще менять и менять. А машины немаленькие, и расположены они на больших высотах. И работать там очень неудобно, так как персонал находится на ограниченных площадях. Это очень тяжелая, опасная работа.

-Что, по-вашему, привело к такой печальной ситуации с кадрами?

-Политика сокращения и прекращение приема персонала на комбинат, которые проводились раньше. Была нарушена преемственность поколений, и это большая проблема. На производство должны приходить молодые люди, учиться, осваивать профессии, а их не было. Как известно, кадры решают все. Нам нужны электрики, которые не просто окончили какой-то курс, а с хорошим техническим образованием, потому что техника в руках дикаря – кусок металла. А оборудование у нас дорогое. Проблему с кадрами необходимо срочно решать, ведь время уже упущено.

-Попытки решить проблему нехватки кадров в вашей службе предпринимались?

-Сюда никто не хочет идти из-за маленькой заработной платы. Мы получаем чуть больше электромонтера пятого разряда. А ответственность и опыт, знания и физические возможности требуются большие. Заработная плата инженерно-технических работников – что у начальника смены, что у электрика-меха- ника, у руководителей служб – про мастеров я вообще молчу – по сравнению с другими цехами очень низкая. Несмотря на это и на все сложности, я работаю здесь с 22-х лет, и до пенсии мне осталось немного. Но я переживаю за то, что будет дальше.

-Вы, наверное, из трудовой семьи?

-Моя мама работала с 1959-го года и до самой пенсии на станции «Углерудная». Отец тоже работал на комбинате – начальником станции УЖДТ, после перевелся в завод СК. Потом я пришел на комбинат, и все. Дети сюда идти не хотят. Толь-ко дочь от первого брака работает в ОТК конвертерного цеха.

-Внуки уже есть?

-Да, внучка и внук. Не знаю, ка-кие профессии они выберут, когда подрастут. Главное, чтобы их знания и опыт ценили. Для человека это очень важно, и не только в материальном плане.

Кира Щербакова