Вот так профилактика!

Работники комбината пожаловались на действия сотрудников полиции. По их словам, полицейские останавливали личный автотранспорт на прилегающих к территории QARMET дорогах, создавая водителям массу неудобств. Подробности – в этом материале.

Следили за порядком

Как рассказал председатель профкома аглопроизводства Александр Абушахманов, дорожная полиция вела активную профилактику вокруг комбината с понедельника по пятницу в утренние часы, а началась она еще в прошлом году. Останавливали даже тех водителей, которые ничего не нарушали на момент нахождения на дороге полицейских. Стражи порядка проверяли неоплаченные штрафы, просили показать аптечку, открыть багажник и так далее. И все бы ничего, но полицейские останавливали сразу по несколько машин (их количество доходило до пяти), из-за чего на дороге создавались заторы. И пока проходила проверка всех остановленных автомобилей, водителям приходилось терять немало времени. Были даже случаи опоздания на работу. Так, 3 января к Александру Абушахманову обратились работники аглопроизводства с жалобой на то, что сотруд- ники полиции останавливали по пять машин возле лесотарного цеха под предлогом проведения ОПМ (оперативно-профилактическое мероприятие). Как нам позже разъяснили в полиции, при проведении ОПМ полицейские имеют право тормозить даже тех, кто ничего не нарушил – в целях проверки.

По словам председателя, во время новогодних праздников 1 и 2 января сотрудники полиции останавливали водителей – работников комбината для того, чтобы проверить, исходит ли от них запах алкоголя. Тех, от кого не пахло, быстро отпускали, чтобы не тратить время. А вот тех, кому не повезло… Если алкотестер не показывает те самые 0,0 промилле, которые прописаны в нашем законодательстве, то у водителя возникают большие проблемы, ведь за управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения предусмотрено лишение водительских прав на 7 лет, плюс 15 суток ареста. Закон был ужесточен не так давно (раньше за «нетрезвую езду» прав лишали на меньший срок). При этом, запах алкоголя (как остаточное явление) и алкогольное опьянение – две совершенно разные вещи. Вот только с законом не поспоришь, что открывает широкую лазейку для коррупционной составляющей.

Выслушав жалобы работников, 3 января Александр Абушахманов обратился к начальнику Управления полиции города Темиртау Исламу Мусину. Он перенаправил председателя к заместителю командира дорожной полиции города Нурбеку Заманбекову. Александр Абушахманов объяснил ему ситуацию: люди едут на работу, торопятся, на комбинате уже давно введена пропускная система, фиксирующая время захода на предприятие, а тут работников тормозят и держат на дороге, создавая им массу неудобств. Нурбек Заманбеков на это ответил, что автомобили останавливали по причине проведения ОПМ, одна из основных целей которого – предотвращение краж с территории комбината. И это утром, когда люди еще даже добраться до комбината не успели, не то, чтобы что-то оттуда украсть. Факты, что полицейские выстраивают вереницей по пять машин, замкомандира отрицал, ссылаясь на единичные случаи. Однако от состоявшегося разговора есть и большой плюс: после него полицейские перестали останавливать работников комбината на прилегающих к предприятию дорогах.

Газета «Магнитка плюс» обратилась за комментариями к Нурбеку Заманбекову, однако в них нашему изданию было отказано. Замкомандира порекомендовал обратиться в пресс-службу Департамента полиции Карагандинской области, сказав, что лично ничего комментировать для газеты не будет.

В пресс-службе Департамента полиции Карагандинской области нам пояснили, что в период с 1 декабря по 31 декабря 2023-го года в Темиртау проводилось ОПМ «Безопасный город», в ходе которого было выявлено множество правонарушений среди водителей, в том числе перевозка запрещенных веществ, и даже оружия. На вопрос: «Сколько всего было выявлено правонарушений за период проведения ОПМ?» нам так и не ответили.

Мы пояснили ситуацию: нас интересуют не все жители Темиртау, а только работники металлургического комбината, и дороги, прилегающие к его территории. Также мы рассказали о том, что 1, 2 и 3 января сотрудники полиции останавливали автомобили с целью проверить водителей на наличие алкогольного запаха. Это в пресс-службе категорически отрицали. Сказали, что ОПМ закончилось 31 декабря прошлого года в 00.00 часов, а в указанные дни 2024-го года полицейские находились за городом, участвовали в снегоборьбе, предотвращали ДТП, и никак не могли останавливать работников комбината. И остановки автотранспорта на прилегающих к предприятию дорогах прекратились не после разговора председателя профкома с Нурбеком Заманбековым, а потому, что ОПМ к тому времени уже завершилось. Что касается «вереницы» машин, в пресс-службе заявили, что это — непроверенная информация. А для того, чтобы проверить, имел ли место такой факт, нужно точно указать дату, время, место, номер экипажа полиции и номера всех машин, которые были остановлены. Тогда данную информацию «забьют» в электронную базу и, если факт подтвердиться, полицейские (конкретный экипаж) будут привлечены к ответственности. А если имелась коррупционная составляющая (кстати, с нашей стороны во время разговора с пресс-службой таких слов даже не прозвучало), то полицейские понесут наказание по всей строгости закона. Председателям, к которым работники обращались с подобными жалобами, было рекомендовано написать заявление на имя начальника Управления полиции города Темиртау, конечно же, с указанием даты, времени, номера экипажа полиции и номеров всех остановленных автомобилей. И это при том, что ОПМ длилось целый месяц.

Выпил вчера, а отвечать — сегодня?

Думаем, что работникам комбината, от которых сотрудники полиции уловили запах алкоголя 1 или 2 января, шутка «Да я с прошлого года спиртного не употреблял!» вряд ли помогла. Так что вернемся к вопросу нашего законодательства, а именно к той его части, согласно которой у всех водителей, всегда и везде при проверке на алкоголь алкотестер должен показывать 0,0 промилле. А вернуться стоит хотя бы потому, что такое жесткое правило действует только в двух странах постсоветского пространства: в Казахстане и Таджикистане. Во всех остальных странах СНГ установлена допустимая граница, так сказать, верхний предел содержания алкоголя в организме. В таких странах, как Армения, Украина и Эстония это 0,2 промилле. В Азербайджане, Беларуси, Грузии, Кыргызстане, Молдове, России, Узбекистане, Южной Осетии, Абхазии – 0,3 промилле. В Латвии и Литве – 0,5 и 0,4 промилле соответственно, при том, что водительский стаж превышает два года. Согласитесь, что такая верхняя граница позволяет освободить водителей от ответственности за то, что они употребляли алкоголь вчера или позавчера, приняли капли, например, валериановые на спиртовой основе, выпили стакан кваса или кумыса (в пресс-службе нам сказали, что в этих двух случаях прибор может показать содержание алкоголя выше 0,0 промилле). Как тут не вспомнить пародию на песню Григория Лепса «Рюмка водки на столе», где мужчина, ведущий здоровый образ жизни, выпил с утра кефир, сел за руль, и был обвинен полицейским в нетрезвости? «Ехал ровно шестьдесят, повстречался пост ГАИ. Вот аптечка и ремень, так за что же ты, сержант, отобрал права мои? Что ты трубку мне суешь? Да какой здесь алкоголь? Сам ты пьяный!» — поется в песне.

Кира Щербакова