«Кадры, воспитанные на коксохиме, не боятся никакой работы»

Начальник смены №2 углеподготовительного цеха Александр Лутохин работает на комбинате более 40 лет, из них 32 года – на коксохимпроизводстве. Он является главой большой династии, его уважают и ценят на работе за огромный опыт и знания. О том, как начиналась его работа на металлургическом предприятии, о наставничестве, необходимости подготовки квалифицированных кадров и многом другом Александр Геннадьевич рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

-Александр Геннадьевич, как давно вы пришли на комбинат?

-Очень давно. В 1977-м году после окончания школы я поступил в профтехучилище №202 по специальности «Оператор-вальцовщик». А в апреле 1980-го года меня приняли во второй листопрокатный цех – вальцовщиком на пятиклетьевой стан. К тому времени я еще даже не защитил диплом. Просто в ЛПЦ-2 была проблема с кадрами, и когда я проходил там практику, меня заметили и сразу взяли на работу. Потом я защитил диплом: уже работал и защищался. В ноябре 1980-го был призван в армию. Отслужив два года, вернулся в свой родной коллектив, и трудился там до 1991-го года. Совершенствовал мастерство: сначала у меня был третий разряд, потом четвертый, пятый. Вальцовщиком пятого разряда я работал в ЛПЦ-2 последние годы, до перевода в другое подразделение комбината.

-Почему решили сменить профессию?

-У вальцовщика вся работа – на слуху. Все изменения, отклонения в работе оборудования можно услышать – и это приходит с опытом. Кроме того, в ЛПЦ-2 высокочастотные шумы, и у меня начал садиться слух. Поэтому мне порекомендовали сменить профессию. На тот момент на коксохимпроизводстве работала моя супруга. Она сказала, что коллектив здесь хороший, и руководители хорошие, пошли, мол, к нам. Так я попал в углеподготовительный цех, и с 1991-го года по сегодняшний день здесь.

-Трудно было начинать на новом месте?

-Это всегда непросто. Пришел я сюда машинистом вагоноопрокидывателя четвертого разряда. К своей работе относился добросовестно, проявлял стремление, и через год получил пятый разряд машиниста. Руководство меня заметило, и через полтора года я стал бригадиром участка №2 выгрузки рядовых углей. В этот момент пришло решение повысить свое образование. Поступил в химико-механический техникум, с отличием окончил его на механика. Уже во время учебы меня назначили бригадиром основного производства, также я стал подменять начальника смены. По окончании техникума решил продолжить обучение и поступил в Карагандинский политехнический институт (вскоре он стал университетом) по специальности «Управление на транспорте», так как работа у нас связана с транспортом. Когда до окончания университета оставалось совсем немного, меня определили начальником смены. В этой должности работал до 2006-го года, потом меня поставили заместителем начальника цеха, через примерно два года – исполняющим обязанности начальника цеха. Год я исполнял обязанности, но случилась одна неприятность: то ли на нервной почве, то ли из-за срыва поясницы у меня отказали ноги. Месяц я лежал, потом, к счастью, восстановился, но решил, что работа мне нужна более спокойная. И хотя нельзя сказать, что в смене спокойно, но нервов все же меньше. С той поры, с 2009-го года я работаю начальником смены. Также я штатный подменный заместителя начальника цеха.

-В чем сейчас заключаются ваши обязанности?

-Начальник смены управляет практически всем цехом в отсутствие его начальника, поэтому обязанностей много: это ответственность за технологию и качество, предотвращение отклонений в качественных и технических показателях, управление персоналом, техникой и оборудованием, расстановка работников, контроль, выявление отклонений в работе оборудования с последующим доведением информации до руководства, а, если есть такая возможность, самостоятельным устранением неисправности. Все это — на плечах начальника смены.

-За столько лет ваш труд как-то отмечали?

-В 2020-м году, ко Дню 60-летия коксового цеха меня наградили орденом «Еңбек Даңқы» третьей степени. Было очень приятно получить такую награду.

-Вам приходилось быть наставником?

-Я и сейчас много работаю с новыми людьми. Воспитываем следующее поколение тружеников. В настоящее время наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров. Раньше образовательная система была другая: в городе было много профтехучилищ, которые готовили работников по всем направлениям, специальностям, имеющимся на комбинате. Из училищ выходили технически подготовленные люди, к тому же, они проходили практику на комбинате, что немаловажно. Конечно, новеньких нужно было учить работать на месте, закреплять их за наставниками, но базовые знания им давали хорошие. Потом долгие годы приема на комбинат не было, и мы утратили не только преемственность поколений, но и налаженную подготовительную базу. Сейчас трудоустраиваться приходят специалисты с высшим техническим образованием, но практически не имеющие представления о том, как работать на предприятии. Эту непростую проблему пытаются решить. Почти два года назад возобновили наставничество для того, чтобы люди с опытом «подтягивали» вновь принятых работников в вопросе профессиональной подготовки, так как они не дотягивают до нужной квалификации. Подготовка кадров сейчас идет через ОРОП, но там не могут дать весь объем обучения по специальностям. Молодежь на коксохим приходит разная. Есть добросовестные, ответственные ребята, а есть и шалопаи, которых необходимо направлять в нужное русло. Мне, конечно, нравятся люди ответственные, которые стараются получить высокий уровень квалификации, к чему-то стремятся. С такими работается намного легче, нежели с теми, кто не проявляет инициативу и просто «плывет по течению». А в целом, коллектив у нас хороший, дружный, хотя работа довольно-таки тяжелая в физическом плане. Предприятие не молодое, и здесь много старого оборудования, которое нередко выходит из строя. Люди стараются, ремонтируют его, чтобы не простаивало производство.

-Наверное, сейчас молодежь неохотно идет на коксохим?

-Наш коксохим считают грязным и тяжелым производством. Молодые стараются устроиться туда, где почище, например, в прокатные цехи, и отток кадров у нас превышает пополнение. Люди уходят по возрасту, по состоянию здоровья, кто-то уезжает в Россию. И найти на их места новых работников – сложнейшая задача. У нас проблема с электрослужбой, механослужбой – там осталось очень мало специалистов. Зато те кадры, которые воспитаны у нас, уже не боятся ника- ких трудностей. Они воспитаны на тяжелом физическом труде, и для них выполнять другую работу – как орешки щелкать. Но время не стоит на месте, и приходят совершенно другие молодые люди, нежели раньше. Наше поколение стремилось как можно больше перенять у опытных рабочих, как можно больше освоить, осознать, получить драгоценные знания. Нынешняя молодежь считает себя довольно образованной и умной. Воспринимает она все совершенно по-другому. Молодые работники считают, что, придя на рабочее место, они должны выполнять только свои непосредственные обязанности. Но на нашем производстве так не получится, поэтому человек не должен замыкаться на своем уровне специализации, а смотреть гораздо шире. Он должен знать устройство оборудования, как оно работает, также технологию. Чем больше знаний, тем лучше.

Наш цех, хоть и не основной, но очень важный для комбината. Мы обеспечиваем материалами углеобогатительную фабрику, коксовую батарею. И от качества этих материалов, от составленной шихты, от того, насколько правильно мы все сформируем и загрузим зависит выход готовой продукции – кокса. А коксом обеспечивают доменную печь. Дальше идут чугун, сталь, прокат, и все процессы взаимосвязаны. Кроме того, на данный момент наше предприятие еще не газифицировано, и мы обеспечиваем коксовым и доменным газами все сопутствующие цехи. Комбинат – как единый организм, где каждый цех вносит свою лепту в общее дело. Поэтому молодежь нужно учить, учить и еще раз учить. Без этого никак.

-Кто-то из ваших родственников еще работает на комбинате?

-Да, и много. В конвертерном цехе работает мой брат. С комбинатом связана жизнь трех моих дочерей, сейчас работают двое: одна – в доменном цехе, вторая – на коксовой батарее в газовой группе. Также работают два зятя: одни – в доменном цехе, второй – в коксовом. На нашей углеподготовке трудится сноха, а на химии – племянник. У нас официально признанная династия, и я являюсь ее главой, как самый старший и первый, кто пришел на комбинат из нашей семьи. Мои родители были строителями, приехали в Темиртау для возведения Казахстанской Магнитки. Работали они в Тресте. Отец строил ТЭЦ-ПВС, цеха на аглопроизводстве, первый мартеновский цех. Когда комбинат разросся, он перешел на городское строительство. Здание хлебозавода на улице Караганды, ресторан «Жастар» — вот немногие из тех объектов, в появлении которых есть вклад моего отца. А я пошел в металлургию, и даже с женой познакомился на производстве, в ЛПЦ-2. Такая судьба.

-У вас уже есть внуки?

-И внуки, и правнуки. Трое внуков, одна внучка – самая младшая, ей пять лет. А самому старшему внуку 28 лет, и он тоже работает на комбинате: в коксовом цехе газовщиком. Средним внучатам 13 и 12 лет. Правнуков двое: восемь лет и два года.

-Как обычно проводите свободное время?

-Как и многие мужчины, я автолюбитель. А основное увлечение – высаживание и выращивание различных культур. Раньше мы с родителями жили в частном секторе, и нам с детства привили любовь к земле, к животным. Сейчас мы живем в квартире, но у нас есть дача. Она для меня – главное хобби. Люблю заниматься цветоводством, развожу яблони, сам прививаю разные сорта. У меня их восемь, есть большой участок с ягодами: вишней, смородиной. Я любитель работы с землей. И после производства это моя отдушина. Хотя многие говорят, что дача – физический труд, для меня это отдых. На даче я себя по-другому чувствую: в цехе постоянная ответственность, а там – расслабление. Так что без моего хобби мне никак нельзя.

Кира Щербакова