Кому мешают арендные автобусы?

На одной из встреч акима Темиртау с населением главой города Оразом Таурбековым было озвучено, что из-за введения арендных автобусов, на которых перевозят до цехов и обратно работников комбината, пассажирские предприятия терпят существенные убытки. «Поэтому нам необходимо вернуться к старой транспортной схеме, пассажиров должны перевозить на официально установленных маршрутах официальные, узаконенные перевозчики. И эта процедура будет последовательно реализована» — сказал аким. В связи с этим мы решили спросить мнение наших председателей: что будет, если арендные автобусы вдруг уберут?

Марат Жаксибеков, заместитель председателя Профсоюза металлургов «Жақтау»:

-Если убрать арендные автобусы, то, я думаю, утром, когда люди придут на остановки, чтобы уехать на работу, у нас будет транспортный коллапс. Недавно профсоюз «Жақтау» проводил анализ движения автобусов двух основных городских перевозчиков — ТОО «TTS» и ТОО «Кала Колик» по всем маршрутам. Результаты не впечатляют, и яркий пример тому – маршрут №12. Так, 7 декабря на линии было 3 автобуса, интервал движения составил от 23 до 40 минут. И как раз в этот день был мороз. 14 декабря мы снова провели анализ движения того же 12-го маршрута. Сначала на линии было 2 автобуса, но потом ходил только один. Интервал движения составил почти 1 час 15 минут. Анализ мы проводили в утренние часы, не брали дневные и вечерние, ведь, исходя из жалоб работников комбината, уже после восьми утра очень трудно уехать с работы и на работу, что создает людям немало проблем.

По вопросам движения общественного транспорта прошло несколько встреч в городском акимате с участием профсоюза «Жақтау», представителей «Аби-Астана» (арендные автобусы) и городских перевозчиков. Встречу проводил аким Темиртау Ораз Таурбеков. Мы провели обследование маршрутов перевозчика «Аби-Астана» по доставке работников комбината на работу и с работы. Поводом для этого явилось решение городских властей о том, что арендным автобусам нельзя останавливаться на городских остановках, а можно только где-то рядом с ними. Была создана специальная комиссия, в состав которой вошли представители профсоюза «Жақтау», Управления автотранспорта комбината, фирмы-перевозчика «Аби-Астана», госавтоинспекции ОАП Управления полиции города Темиртау и Отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог. В ходе обследования комиссия пришла к выводу, что посадка и высадка пассажиров вне остановочного павильона может привести к созданию аварийной ситуации и травмированию персонала. Кроме того, перекрывается обзор пешеходных переходов и дорожных знаков. Существующая инфраструктура дорог не позволяет осуществлять остановку в местах, не оборудованных остановочными павильонами. Места предлагаемых остановок вне павильона не оборудованы знаками безопасности. Сокращение остановок может также негативно повлиять на безопасность работников. Сократить количество остановок не представляется возможным, так как в этом случае часть работников останется без возможности доставки на работу и с работы, тем самым будут ограничены в правах работники, не имеющие возможности воспользоваться доставкой общественным транспортом. То есть в нашем городе практически нет мест, где арендные автобусы могли бы останавливаться не у павильонов и безопасно забирать людей. Поэтому такой подход неприемлем.

Нами было предложено изменить интервал движения арендных автобусов, чтобы несколько автобусов не подъезжали к остановкам одновременно, и ужесточить контроль посадки по пропускам цеховых работников. Мы показали акиму пропуска, объяснили, что люди не могут садиться в арендные автобусы просто так. Однако пассажироперевозчик ссылается на то, что арендные автобусы забирают всех людей, а общественный транспорт ходит пустым. Если бы городской перевозчик выводил на линию 100-110 автобусов, интервал движения равнялся бы 5-7-ми минутам, и коллапса бы не возникло. Но при проверке 7 декабря на линии было всего 43 автобуса в утренние часы. Из-за такого малого количества интервал движения существенно возрос и дошел до 43-46 минут (!). Из 43 автобусов 11 вывело ТОО «Кала Колик» (по маршруту №3), а ТОО «TTS» — 32 автобуса по восьми маршрутам (!). Интервал движения автобусов ТОО «Кала Колик» составлял 7-15 минут. У ТОО «TTS» дела обстояли хуже: маршрут №10 – на линию вышло 3 автобуса, интервал движения – от 15 до 30 минут. Маршрут №7 — на линию вышло тоже 3 автобуса, интервал движения – 30-35 минут. Понятно, что с таким интервалом люди не успеют попасть на работу вовремя, а зимой будут мерзнуть на остановках.

По результатам этих анализов нами в городской акимат было направлено письмо. К нему мы приложили одно из многочисленных обращений работников, которые не могут вовремя добраться на работу. И сейчас к нам постоянно поступают звонки с жалобами на работу общественного транспорта, люди пишут коллективные письма, просят нас решить наболевшую проблему. Можно только представить, что будет, если уберут арендные автобусы.

Перевозчик ТОО «TTS» ссылается на то, что работать на арендные автобусы перешли все их водители, но я не думаю, что это так. Думаю, что перешли от силы 10% водителей. А на нехватку водительского персонала данный перевозчик постоянно жаловался и раньше, еще до введения арендных автобусов.

Уже несколько лет, начиная с 2018-го года мы обращаемся к руководству ТОО «TTS», к городским властям с просьбой восстановить работу общественного транспорта. Но все эти годы мы слышим только обещания, в том числе об обновлении подвижного состава. По факту за исключением 5-6-ти единиц новой техники в общественном транспорте просто опасно ездить. Автобусы малой вместимости, они часто ломаются. Так что пока ситуация с общественным транспортом оставляет желать много лучшего.

Коллективное письмо на имя председателя Профсоюза металлургов «Жақтау» Виктора Щетинина прислали работники коксохимлаборатории. Они жалуются на работу маршрута №12.

«Виктор Петрович, наш коллектив столкнулся с проблемой проезда до проходной КХП. Для тех, кто живет в Соцгороде, в районе «Башмачка», 3-а микрорайона, «Горки Дружбы» очень сложно добраться на работу.

Мы работаем с семи часов утра, соответственно на бесплатных автобусах КХП к заданному времени не успеваем. Остается только маршрут №12, движение которого оставляет желать лучшего: ходит нерегулярно, машины в плачевном состоянии, часто ломаются, не доезжая до проходной Коксохимпроизводства.

Просим вашей помощи в решении данного вопроса с перевозчиком».
Под обращением 24 подписи.

Виктор Панов, председатель профкома УЖДТ:

-Если убрать арендные автобусы, будет полнейший транспортный коллапс. И аким должен прекрасно понимать, что перевозчики просто физически не смогут обеспечить город необходимым количеством выходящих на линию автобусов. Мы проводили мониторинг, и из заявленных ТОО «TTS» 39-ти автобусов на линию вышли только 32. То есть уже 7 автобусов не хватило от запланированных. Так что на настоящий момент арендные автобусы нельзя убирать. Вот господин аким взял бы и приехал на автопредприятия, и проверил бы физическое наличие транспортных средств. А говорить: «Мы обеспечим!» можно будет, когда в наличие будет иметься 100 автобусов, и на каждом – водитель. Сейчас этого нет.

Геннадий Водовозов, председатель профкома коксохимпроизводства:

-Если уберут арендные автобусы, то не будет соблюдаться график перевозки людей на работу и с работы. Городским транспортом он уже не соблюдается. Люди мерзнут на остановках, не верят в стабильность движения городского транспорта, ищут другие варианты, даже вызывают такси, чтобы доехать до работы, если времени впритык. Если город хочет навести порядок с общественным транспортом, нужно внедрить систему GPS, на каждой остановке разместить четкий график движения по каждому маршруту, и все это выполнять. Мы живем в 21 веке, и люди должны знать, когда придет автобус, а не выбегать на проезжую часть и выглядывать, едет ли где-то в темноте автобус, или нет, и решать: идти им пешком, голосовать проезжающим автомобилям или вызывать такси. В Астане на каждой остановке пишут, через сколь-ко минут или секунд какой автобус придет, а у нас этого нет. Что мешает сделать?

Никто общественный транспорт не контролирует. Что хочу, то и творю. С арендными автобусами все четко: люди сидят с улыбками на лицах, им тепло и комфортно. Поэтому арендные автобусы мы будем отстаивать. А городские перевозчики пусть наведут у себя порядок, закупят комфортабельную технику вместо той, которая ломается, и организуют перевозки по графику. Тогда о чем-то можно говорить.

Вениамин Марченко, председатель профкома ЛПЦ-2:

-Я помню, как наши люди ездили в общественном транспорте до введения арендных автобусов, и даже не хочу сравнивать комфорт доставки работников арендными автобусами с тем, что было раньше. Комфорт доставки общественным транспортом на несколько порядков ниже. Набьют пассажирами автобус, идущий по маршруту №3 в Старом городе «под завязку», и везут людей до самого комбината. И люди еще радоваться должны, что их везут. А какое отношение у водителей к людям: «Не нравится – езжайте на такси!» Никуда не годное отношение. С остановок резко дергают, быстро начинают движение – это я про всех городских перевозчиков говорю. Когда пассажир зашел в салон автобуса, водитель должен посмотреть в зеркало заднего вида и убедиться, что все сели или взялись за поручни. И только потом плавно тронуться. И тормозить должен также аккуратно. А у нас автобусы ездят – как на скачках носятся. И попробуй возмутись! «Не нравится – езжай на такси!» — вот их ответ. Как так можно работать? Никакой культуры вождения нет. Очень редко сейчас встретишь вежливого водителя. И это не мои слова: это все я выслушал от своих работников. Жалобы на общественный транспорт шли постоянно. И сейчас, с появлением арендных автобусов, я очень рад за наших металлургов, что они хотя бы на работу как нормальные люди едут. Они себя людьми наконец-то почувствовали.

Пусть сначала городские перевозчики работать научатся, и уважать пассажиров – людей, которые платят им деньги. Они металлургов на работу везут, которые кормят весь город, жизнь ему дают. Благодаря их труду Темиртау живет. И водители должны с уважением относиться к металлургам, а не с пренебрежением. Пусть перевозчики сначала поработают над качеством обслуживания, графики начнут соблюдать, а потом просят дотации у города.

Перевозчики говорят, что они теряют в финансах. Но у них сейчас 40 автобусов выходит на линию. А раньше их было 60, а еще ранее – 90. Количество сократилось более чем в два раза. И насколько меньше бензина тратят эти автобусы? Насколько меньше зарплат нужно платить водителям? Почему перевозчики говорят только о своих убытках, и не говорят о своих экономиях? Высвечивают только негативные моменты, и как датировал их город, так и будет датировать, даже если они начнут возить всех работников комбината и увеличат количество автобусов.

Мое мнение такое: это ТОО «TTS» надо разгонять вместе с его руководством. Нужно забрать у «TTS» пассажирские перевозки и отдать другому, нормальному пре-дпринимателю. Потому что дальше так не может продолжаться. В ТОО «Кала Колик» автобусы как часы ходят, и никто там не ноет. А в ТОО «TTS» только плакаться могут, как им тяжело, а работать не хотят. Нам такие предприниматели не нужны! Пусть общественный транспорт начнет нас возить нормально, а потом мы подумаем, убирать арендные автобусы, или не убирать. Есть хорошая фраза: «Кто не хочет работать, тот ищет причины. Кто хочет работать, тот ищет резервы». Все ситуации решаемы. Так что начните с себя, и тогда что-то изменится к лучшему.

Кира Щербакова