«Все сделали по ГОСТам»

После выхода в номере газеты «Магнитка плюс» от 15 ноября 2023 года статьи «Мы строили, строили, и, наконец, построили…» в нашу редакцию обратились работники Проектно-конструкторского отдела Управления комбината. Разработчики проекта пешеходного моста возле проходной «Конвертерная» не согласны с мнением автора материала. Проектно-конструкторский отдел озвучил свою точку зрения, суть которой сводится к тому, что пешеходный мост был спроектирован в соответствии со всеми необходимыми ГОСТами, нормами и требованиями техники безопасности. Однако жалобы на то, что ходить по новострою очень неудобно, по-прежнему поступают от работников комбината.

Напомним: в материале речь шла о том, что мост имеет крутой угол наклона, очень узкие по ширине ступени, а в некоторых местах они «заходят» одна под другую, из-за чего при подъеме можно легко споткнуться и упасть (подробнее читайте в материале, вышедшем в номере от 15 ноября). Автор лично поднялся, прошелся и спустился с конструкции, ощутив на себе все ее «прелести» и чуть не споткнувшись. Однако доказать одному из разработчиков проекта пешеходного моста, ведущему инженеру строительной группы ПКО Вере Астаховой, почему работники этим мостом недовольны, нам так и не удалось. Разговор состоялся вскоре после выхода материала и получился довольно интересным.

-Кто недоволен, меня вообще не волнует. Существуют нормы и ГОСТы, по которым сделана лестница, — начала Вера Астахова.

-Эти нормы и ГОСТы созданы для удобства людей, или для неудобства?

-Конечно, для удобства. Они государственные.

-А почему тогда мост такой неудобный?

-Я не могу отступать от государственных норм, не могу рисовать отсебятину. Мы работаем строго по определенным правилам. Если вы изучите эти правила, вы все поймете. Если вы придете к нам в кабинет, мы вам все покажем: как это делалось, какая велась переписка, кто нам все согласовывал, и что из себя представляет нормальная лестница по заводу. На каблуках никто не должен там ходить. Просечка должна стоять везде на лестницах, где открытое пространство. Если вы ходили по заводу, вы знаете, что такое грязь, пыль и масло на ботинках, которыми забивает всю, допустим, рефлёнку. Поэтому на улице ставится просечка, чтобы это все просыпалось и не скапливалось на ступенях. Это техника безопасности. Если кто-то поскользнется из-за масла и грязи, то он окажется внизу лестницы с переломами. И обледенения зимой еще никто не отменял. Если на каблуках ходят через рельсы, и если человек зацепится за них каблуком, или застрянет в нашей рефленке и получит травму, то за недооцененную степень риска он будет отвечать сам. Ему даже производственную травму не поставят.

-Что касается крутизны подъема, то, по словам Веры Астаховой, из-за стесненных условий ПКО не смог сделать угол наклона лестницы 20 градусов, потому что в этом случае пешеходный мост уперся бы в главный корпус конвертерного цеха. И снова прозвучала фраза: «Все сделано по нормам!» Собственно, мы понимаем, что лестница с уклоном в 20 градусов в условиях комбината — это что-то из сферы фантастики. И ходить по такой лестнице работникам будет неудобно. Однако у нас имелись более серьезные вопросы, поэтому мы решили перейти к ним.

-Почему ступени лестницы такие узкие, что у мужчин не умещаются ноги?

-А, скажите, пожалуйста, когда вы ходите по подъезду, у вас умещается нога 47-го размера?

Честно, такой вопрос огорошил. Что за преувеличения: то угол наклона лестницы 20 градусов, то нога 47-го размера? А почему не 50-то растоптанного? Чего уж там… И при чем здесь подъезд, если мы говорим про «нормальную лестницу по заводу», как выразилась Вера Астахова. Отвечая на вопрос: в нашем подъезде на ширину ступеней никто не жалуется, включая жильцов мужского пола. И автор тем более не испытывает там никаких неудобств со своим зимним 38 размером. А вот на спроектированным ПКО пешеходном мосту картина совсем другая.

-У нас ширина ступени 250 миллиметров. Я не могу растянуть ее на 30, 40, 50 сантиметров. Вы где-нибудь видели такие ступени? — спросила Вера Астахова.

Пришлось рассказать представителю ПКО про свисающие со ступеней пешеходного моста ноги в ботинках 38-го размера. Потому что сложилось впечатление, что материал, к которому, собственно, возникли претензии, в ПКО читали невнимательно. Дальше стало еще интереснее.

-Вы измеряли ступеньку по ширине? — спросила Вера Астахова.

-Что, мне измерить? Я, в принципе, могу это сделать…

-Сделайте. И смотрите: по нормам у нас ширина ступеньки — 250 миллиметров. Высота ступени — от 220 до 230. Мы сделали 200 по проекту. Мы даже снизили, как можно меньше сделали, потому что у нас стесненные условия. Мы не можем эту галерею сделать еще длиннее, потому что у нас коммуникации. Если вы видели, там столб стоит. Мы от дороги еле-еле отодвинули эти фундаменты. У нас была переписка. Мы не можем по коммуникациям вниз дальше раздвинуться, потому что там идет сетевой кабель, питающий весь завод. 45 градусов — угол наклона лестницы. Это стандарт. Мы даже под 60 ее не сделали. Мы сделали все возможное, чтобы она была удобной.

-То есть, лестница могла быть и под 60 градусов?

-А почему нет? У нас нормы, стандарты 45-60. По заводу очень много лестниц под 60 градусов. Да, это неудобно, но порой просто невозможно сделать 45 градусов, и мы делаем 60. Не больше. 70 уже не проходит. Это производство. Теперь смотрите: если вы измерите ступеньку, и она не будет соответствовать 250 миллиметрам по ширине, то это уже вопрос к подрядчикам. Они могли сэкономить, и сделать их 200 миллиметров. Но мы не авторский надзор, это уже вопрос к УКС — кураторам. Они должны были следить, и все узлы просматривать. Все размеры должны были соответствовать нашим проектным. Честно говоря, я не уверена. Может, они не под 45 градусов сделали угол наклона. И это тоже как вариант нужно проверять.

-Что же вы сами не пришли и не проверили? Не измерили?

-А мы не проверяющие. У нас есть, кстати, аудит. Вы можете обратиться к аудиту. И пусть аудит промерит все и просмотрит. Аудит тоже должен был принимать эту галерею. Кураторы смотрят за тем, как ведется стройка, авторский надзор. Журнал должен был вестись, в котором все записывается. Мы этим не занимаемся, это не наша сфера деятельности. Мы сделали проект — пожалуйста, внедрите его в жизнь. Еще подрядчик может где-то сэкономить. Тут очень много нюансов, понимаете? Виноватых много, и не нужно из нас делать виноватых.

Также речь зашла о том, что у ПКО нет разрешения на строительство пешеходных мостов (было указано в статье «Мы строили, строили и, наконец, построили…»).

-Скажите, пожалуйста, а у нас вообще лицензия на строительство пешеходных мостов есть какая-то? Вообще, бывает такая?

И это вопрос к редакции? Вам, уважаемый ПКО, виднее, какие лицензии у вас есть, каких нет, и какие бывают. Пришлось объяснять, что слова о том, что у ПКО нет лицензии на строительство пешеходных мостов были сказаны на производственном совете исполняющим обязанности директора по производству Денисом Ломакиным во всеуслышание. Также, как и то, что теперь придется искать компанию, которая сделает проект, после чего мост можно будет принять и зарегистрировать. Эту информацию слышали несколько десятков человек, принявших участие в производственном совете в ноябре этого года.

По словам Веры Астаховой, созданию проекта в ПКО предшествовала большая подготовительная работа. Так, делали концепт, который все приняли. Три года велась переписка. Отодвигали кабель. Но почему же, при такой серьезной подготовке, ступени в некоторых местах лестницы заходят одна под другую — еще один главный вопрос, который мы, конечно же, задали.

-А металлические ступени так и делаются, — ответила Вера Астахова.

А то, что легко запнуться на таких ступенях?

-Слушайте, вы хотите поспорить с ГОСТами? Тогда это не к нам вопрос. Пишите в министерство, которое занимается ГОСТами, пишите правительству, и создавайте новые нормы. Возможно, сэкономил подрядчик, тогда это уже не к нам претензии. Но нужно четко разграничить нашу работу, работу подрядчика, куратора и, возможно, аудита. Все нужно измерять, а потом говорить: или мы допустили ошибку, или подрядчик.

-На производственном совете прозвучало, что мост не могут принять.

-Аудит прекрасно работает и без принятия. Пока ведется проект, у нас аудит все проверяет, и сразу претензии нам высказывает.

-Подскажите, как можно связаться с аудитом?

-Я не знаю, кто отвечал за это. Вы уже сами ищите. Аудиторы на нас сами выходят. Я не знаю, кто у них за что отвечает. Их много, и объектов на заводе тоже много.

-Значит, аудит на вас еще не выходил?

-Нет. И я даже не знаю, кто куратором был. Вам нужно узнать, кто курировал, и начать с него.
После Вера Астахова снова предложила нам, редакции, произвести замеры лестницы (хотя, по ее словам, это должен делать куратор). Ширина лестничного марша по проекту — 1200 миллиметров. По мнению представителя ПКО, проекту она соответствует. Также нам предложили измерить угол наклона каждой лестницы: выдержан ли он, не сэкономил ли подрядчик?

-Мы можем сами померить, но, я считаю, что это ваша работа (то есть редакции). Лестница может стоять не под 45 градусов, а под 48. И тогда она круче будет.

-И как нам измерить угол наклона?

-Не скажу вам, как. Ну, как измерить… Высоту только, и ширину, и вывести как-то. Может, какие-то приборы есть, какие-то угломеры. Можно взять первую ногу, последнюю ногу отмерить, потом электронной рулеткой отмерить высоту. Точку отмерить, если это возможно. И по треугольнику…

Похоже, в ПКО считают, что в редакциях должны иметься специальные измерительные приборы: угломеры, электронные рулетки и прочие, а корреспонденты должны быть обучены вычислению углов наклонов лестничных маршей, хотя даже сам специалист — разработчик проекта не смог объяснить, как произвести расчет. Вы что,  уважаемый ПКО, серьезно?

Между тем, от работников продолжают поступать жалобы на то, что мост очень неудобный. Это подтверждает и председатель цехкома ЦОИ Валентин Мамбетов.

-Я каждый день выслушивают от работников нашего цеха жалобы, что по новому мосту невозможно ходить, — говорит председатель. – Люди спотыкаются, бояться упасть, получить травму.

-А летом как по нему ходить женщинам? Вдруг каблук застрянет в сетке, из которой сделаны ступени?

-В ПКО утверждают, что никто не должен ходить на каблуках ни через рельсы, ни по пешеходному мосту. Речь идет о рабочих ботинках.

-Мы что, должны выходить в этих ботинках из дома, и в них же уходить домой? Мы переобуваемся в рабочие ботинки, когда приходим непосредственно на место работы. Что они такое говорят? – недоумевает Валентин Мамбетов.

Валентин Станиславович подготовил обращение по поводу нового пешеходного моста на имя исполняющего обязанности директора по безопасности и охране труда (стальной департамент) Бауыржана Альжанова. Работники ЦОИ поставили под обращением свои подписи.
Во время разговора с представителем ПКО автору много раз пришлось выслушать претензию, что он не пришел в отдел, не ознакомился с ГОСТами, нормами, стандартами, перепиской и многими другими документами. Но, если работники комбината (и не какая-то маленькая группа особо привередливых личностей) считают этот мост очень неудобным, то можно показать корреспонденту хоть тысячу документов, но это не изменит мнение людей, и не сделает сам мост лучше. И с работниками автор полностью солидарен.

Кстати, газета «Магнитка плюс» произвела замеры ширины и высоты ступеней. Ширина соответствует проектным 25-ти сантиметрам. А вот высота равна 18-ти вместо 20-ти. Угол наклона лестниц мы предоставляем высчитать куратору или аудиту, то есть людям с соответствующим инженерно-техническим образованием.

Кира Щербакова