Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Работники горнодобывающих и горно-металлургических предприятий все свои надежды и чаяния на восстановление справедливого отношения к Человеку труда связывают с Вашим стратегическим курсом — строительством Нового Казахстана.
Наша приверженность идее социальной справедливости, принципам социального партнерства отвечает общенациональным интересам, укреплению социальной стабильности и взаимного доверия между государственными институтами и гражданским обществом.
Отраслевые профсоюзы, представляющие социально-трудовые интересы более 170 тысяч горняков и металлургов — членов профсоюза долгие годы добивались восстановления отмененных в 1998 году льгот и социальных гарантий для работников, занятых в тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, мы требовали снизить пенсионный возраст до 50 лет, возвращения списка №1 и №2. Казахстан единственная страна из постсоветских республик, отменившая эти льготы и гарантии.
Мы убеждены, что положительное решение данного вопроса позволило бы снизить риск возникновения профессиональных заболеваний и уровень производственного травматизма на предприятиях. Более того, повысилась бы привлекательность труда рабочих профессий в реальном секторе экономики, расширились бы возможности для трудоустройства молодежи страны.
В своем Послании народу Казахстана от 1 сентября 2023 года Вы затронули этот важнейший вопрос, справедливо подчеркнув значимый вклад данной категории работников в развитие отраслей и указав, что по Вашему поручению Правительством РК выработан механизм их социальной поддержки.
Прошедшие встречи Министра труда и социальной защиты населения с крупными трудовыми коллективами позволили нам четко понять, что предлагаемый механизм социальной поддержки не отвечает интересам данной категории работников и не гарантирует социальные выплаты для всех. Вместо обсуждения реальной ситуации с заинтересованными лицами было одностороннее изложение абсолютно неприемлемых предложений Министерства труда. Вследствие этого у профсоюзного актива появились существенные разногласия с уполномоченным государственным органом в формулировке смыслов и параметров предлагаемого законопроекта. Также нам непонятна методика исчисления для специальных социальных выплат, согласно которым:
1. 1.5 прожиточный минимум будет выплачиваться из бюджета республики;
2. 1 прожиточный минимум от работодателя;
3. 1 прожиточный минимум от страховых компаний;
4. ОППВ от работодателя в случае отчислений за последние 7 лет.
Не таких мер поддержки от государства ждут работники, понесшие немалый урон своего здоровья за годы тяжелого труда!
Несложные подсчеты показывают, что суммы специальных социальных выплат, в связи с ранним выходом на «пенсию», окажутся меньше 200 тысяч тенге. Обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ), для занятых в особых условиях труда с 2014 года отчислялись в размере 5% от дохода работника, и накопленная сумма составляет от 0.7 до 1.2 млн тенге. Увеличения ОППВ от работодателей за этот период не наблюдалось. Серьезной недоработкой предложенного варианта законопроекта считаем полное игнорирование интересов работников «вредных» профессий, которые подрывали здоровье в своем нелегком труде в период до введения ОППВ. Многие из них физически не успели доработать до этих законодательных изменений, вынужденно перейдя на более легкую работу или закончив трудовую деятельность, не имея семилетних накоплений за счет ОППВ. Получается, что данная группа людей сегодня становится заложником длительного процесса совершенствования пенсионной системы и несправедливо исключается из предлагаемых мер социальной поддержки со стороны государства.
К тому же в 2022 году многие работники отрасли воспользовались акцией по улучшению жилищных условий за счет пенсионных накоплений из чего следует, что для обеспечения нормального уровня социальных выплат финансовых возможностей будет явно недостаточно.
За 30-35 лет работы в тяжелых, вредных и опасных условиях труда, оплачивая все виды налогов в государственный бюджет наши работники вправе рассчитывать на ежемесячные специальные социальные выплаты не менее 350-400 тысяч тенге с ежегодной индексацией на уровень инфляции. В этом случае, социальная выплата действительно приобретает компенсирующий характер за понесенный вред здоровью.
Отсутствие приемлемой экономической мотивации для основной массы работников тяжело-го труда мы подтверждаем и таким примером, когда на предложение руководства ТОО «Корпорация Казахмыс» уволиться в 60-лет с выплатами в размере 208 тысяч тенге до достижения пенсионного возраста, из 1200 работников предпенсионного возраста согласились только четверо работников.
Исходя из вышеизложенного, считаем, что данный законопроект необходимо доработать с учетом мнения представителей профсоюзов горно-металлургической отрасли.
Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич!
Выражая надежду, что голоса десятков тысяч работников реального сектора будут услышаны, просим Вас дать соответствующее поручение Правительству РК.
А.Ж. Нуралин, председатель ОО «Казахстанский отраслевой горно-металлургический профессиональный союз «QAZAQMETAL KASIPODAGY»,
У.К. Нуржанов, председатель ОО «Отраслевой профессиональный союз работников горно-металлургических предприятий и смежных производств «КәсіпҚорған»
С.А.Тысевич, председатель ОО «Отраслевой профессиональный союз работников горно-металлургических предприятий и смежных производств «Еnbek»