Токарь механического цеха Гульнара Островская на своем станке каждую смену делает то, без чего не может обойтись ремонт ни в одном цехе: небольшие, но очень нужные детали из разных металлов. Своей профессии Гульнара Анваровна остается верна без малого 30 лет. О начале трудового пути, наставничестве, работе, семье и увлечениях она рассказала в интервью газете «Магнитка плюс».
-Гульнара Анваровна, когда вы пришли на комбинат?
-Я окончила школу в 1994-м году и устроилась учеником токаря на СПП, который находился в Старом городе, в цех РМЦ-2. Свою трудовую деятельность начала оттуда, там впервые получила разряд. В 2013-м году нас расформировали, и в декабре месяце мы пришли в механический цех комбината.
-Расскажите о своей работе. Какие детали делаете? На каком станке работаете?
-Мое рабочее место в цехе называется «Пролет малых станков». Это название говорит само за себя. Соответственно, заготовки нам дают тоже поменьше, чем для других станков. Я делаю различные болты, гайки, валы, оси, шайбы, шестерни, муфты, полумуфты – наименований очень много. И, в основном, все это необходимо для проведения ремонтов в цехах комбината. Мы работаем с чертежами, где все расписано: параметры будущей детали, какая для нее поставляется заготовка, из какого металла. Здесь мы «точим» детали даже из бронзы. В общем, изготавливаем все, что необходимо цехам. Закреплена я за одним станком, он многофункциональный: протачивает, нарезает резьбу внутри и снаружи, растачивает, сверлит и так далее. Обычно сначала я настраиваю станок на одну операцию, делаю партию деталей, а, после того как заканчиваю ее, настраиваю станок уже на другую операцию. Так удобнее работать. Но, когда нужно выполнить какой-то срочный заказ, приходится переключаться.
-Сколько у вас бригада?
-У нас две бригады, работаем мы в две смены: два дня по 12 часов, и два дня – выходные. Этот график удобен тем, что, если нужно куда-то сходить, что-то сделать, то не нужно отпрашиваться с работы, так как многие наши выходные выпадают на будничные дни. И у нас нет ночных смен, а это плюс.
-Вам нравится ваша работа?
-Да, нравится. В 2024-м году будет 30 лет, как я работаю токарем. Сейчас у меня уже пятый разряд (самый высокий у токарей – шестой – ред.). Я здесь уже все знаю, и опыт играет немаловажную роль.
-Что вам больше всего нравится в вашей работе?
-Бывает, дадут какую-то сложную работу, и, прежде чем к ней приступить, нужно хорошо подумать: с чего начать, что нужно сделать в первую очередь, как правильнее и т. д. И когда я держу в руках готовую деталь, я радуюсь, что смогла, что у меня получилось. Как говорится, сама себя зауважала.
-Кто-то из вашей семье еще работает на комбинате?
-На заводе в Старом городе я познакомилась со своим мужем. Он устроился на год позже меня, в 1995-м, и стал моим наставником. После окончания училища у меня почти не было практики, а работать-то нужно! К одному подойдешь – поможет, к другому подойдешь – подскажет. А муж – токарь высшего разряда – очень многому меня научил, за что я ему благодарна. Без него я бы не стала высококвалифицированным токарем. Потом в тот же цех устроился брат мужа, и позже – мой племянник. Сейчас мы втроем — я, деверь и племянник работаем в механическом цехе комбината в одной смене. Муж после расформирования завода открыл свое ИП, также работает токарем – он очень квалифицированный мастер, и производит востребованные детали.
-Дети пошли по вашим стопам?
-У нас трое мальчишек, все уже взрослые. Старший – автоэлектрик. Средний – монтажник, живет и работает в России. А младший – ему 18 лет — учится в Карагандинском технико-строительном колледже.
-Как предпочитаете проводить свободное время?
-Я живу в селе Баймырза, бывшее Покорное. Оттуда езжу на работу. У нас свой дом, и я люблю выращивать цветы, очень много цветов. И все овощные культуры, которые нужны для дома – со своего огорода. И ягоды тоже есть. Раньше у нас было хозяйство: коровы, овцы, но сейчас остались только куры. Работа у токарей непростая, мы постоянно на ногах, а за коровой нужен серьезный уход, поэтому держать ее не получается. Зато есть собаки и кошки: считаю, что в своем доме они должны быть обязательно. Приезжаю с работы, а они меня уже ждут, встречают. И от этого становится радостнее: и мне, и животным.
Кира Щербакова