И снова – о наболевшем

20 сентября в Карагандинском государственном индустриальном университете прошла девятая в этом году встреча акима Темиртау Ораза Таурбекова с населением, которая длилась три часа. За это время жителями города было поднято много проблемных вопросов. В этом и последующих номерах газеты мы будем рассказывать о самых важных из них.

Когда начнется отопительный сезон?

Во время своего вступительного слова Ораз Таурбеков озвучил ответы на вопросы, волнующие, наверное, каждого, кто пришел на встречу с акимом. Это подготовка тепломагистралей и ТЭЦ-2 к новому отопительному сезону, окончание сроков ремонтов котлов, и дата подачи на город отопления и горячей воды. Понимая, что тема для всех очень волнующая, аким рассказал о ходе проводимых в этих направлениях работ, не дожидаясь вопросов из зала.

-В этом году мы провели большую работу по ремонту тепловых сетей. Практически сегодня-завтра завершаем оставшиеся участки на третьей магистрали. У нас обеспечивается целостность всех магистральных сетей. До 25 сентября мы завершим гидравлические испытания, и планируем с учетом срока устранения аварийных порывов, выявленных вторым этапом гидравлических испытаний, в первой декаде октября, в зависимости от внешней температуры, подать тепло в город, — говорит Ораз Таурбеков. – Что касается ремонтных работ, выполняемых подрядными организациями в рамках тарифной сметы ТОО «Окжетпес-Т», то они не влияют на гидравлические испытания, и проводятся на квартальных и внутриквартальных сетях. Это тоже наиболее изнашиваемые участки, и сроки завершения ремонтов здесь напрямую связаны с проведением конкурсных процедур, поставкой материала и так далее. Но, как я говорил, к началу отопительного сезона вся целостность будет обеспечена. У нас останется к реализации только изоляция открытых участков теплотрасс. Это отдельная работа. Буквально на днях мною этот график был утвержден. Начиная с октября, после запуска отопительного сезона в течение полутора месяцев все открытые участки будут заизолированы. Материал приобретен, и как только ремонтные бригады освободятся с устранения аварий после опрессовки, они приступят к данному виду работы.

Тепломагистрали №№1 и 3 на сегодня полностью готовы. Целостность магистралей №№2 и 2 «А» будет обеспечена после 21 сентября, а 22 сентября – готова к заполнению, пообещал аким. После гидравлических испытаний, проведенных в Старом городе, было выявлено 7 аварий, после испытаний на первой и третьей магистралях — 21 порыв. Сейчас все они устраняются.

-Что касается ТЭЦ-2, то отопительный сезон будет начат с четырьмя работающими котлами. Этого, по словам акима, будет достаточно, чтобы обеспечить температурный график в октябре и в начале ноября. В этом году с учетом проведенных капитальных ремонтов оборудования станции он был повышен.

Если ТЭЦ-2 будет выдерживать график, то отопительный сезон пройдет относительно стабильно, – сказал Ораз Таурбеков.

Ранее республиканские СМИ писали о том, что 5-й котёл отремонтируют только к концу октября, ещё один будет готов не ранее ноября, а сроки сдачи нового 7-го котла и вовсе сдвинули к следующему отопительному сезону

Работников АО «АМТ» хотят «пересадить»
на общественный транспорт

В течение всей встречи было очень много жалоб от жителей города на работу общественного транспорта. Люди жаловались как на длинные интервалы движения автобусов по разным маршрутам, так и на состояние подвижного состава. Говорили о том, что уже после 8-ми часов вечера уехать с остановок, расположенных даже на больших проспектах, практически невозможно, как будто город перестает жить своей жизнью после этого времени, у темиртаусцев нет никаких встреч, увлечений и планов, и они должны либо передвигаться на личном автотранспорте, либо вызывать такси, что в наше время – дорогое удовольствие, либо просто сидеть дома у телевизора, не пытаясь высунуть нос на улицу. Акиму даже пришлось отчитать за такую «самодеятельность» директора одного из автотранспортных предприятий, напомнив ему о том, что по графику автобусы должны ходить до десяти вечера. Директор же ссылался на изучение пассажиропотока и отсутствие пассажиров после 20.00, чем вызвал изумление у стоящей возле микрофона жительницы города.

-А куда же мы деваемся? – спросила она с возмущением.

Возможно, все пассажиры, включая людей преклонного возраста, по вечерам каким-то чудесным образом становятся спринтерами, и обретают способность преодолевать большие расстояния на своих двоих со скоростью леопарда, поэтому необходимость в общественном транспорте в период времени, который в народе еще называют детским, и вовсе отпала. Иначе результаты так называемого «изучения пассажиропотока» не увязались бы с реальностью.
Но то, что сказал глава города Ораз Таурбеков, работников комбината, скорее, не изумит, а расстроит, ведь речь идет об их комфорте и нормальных, человеческих условиях проезда до своих рабочих мест и обратно. Приведем слова акима:

-На сегодняшний день мы проводим большую работу с перевозчиками, включая наше градообразующее предприятие. Как вы знаете, с 2020-го года, как только главным санитарным врачом были введены карантинные ограничения, комбинатом были организованы перевозки трудового коллектива подрядной организацией (на арендованных автобуса – ред.). Это существенно сказалось на пассажиропотоке и на доходности наших пассажирских предприятий. При этом мы не меняли тариф, не увеличивали объем субсидий, потому что расходная часть их не покрывается. Я хочу вам сказать, что по сравнению с 2020-м годом размер субсидий, который запрашивается перевозчиками с местного бюджета, увеличился почти в три раза. Поэтому нам необходимо вернуться к старой транспортной схеме, пассажиров должны перевозить на официально установленных маршрутах официальные, узаконенные перевозчики. И эта процедура будет последовательно реализована. Сейчас на линию у нас из 140 автобусов ежедневно выходит немногим более 100. Этот дефицит, конечно же, сразу ощущается. Поэтому мы не можем одномоментно просить комбинат о том, чтобы он остановил перевозки своего трудового коллектива сторонними фирмами, и сделаем это только после того, как у нас, согласно меморандуму, два наших перевозчика приобретут новые автобусы. К концу текущего года мы планируем этот вопрос стабилизировать полностью. Сейчас с одним перевозчикам у нас договоренность есть, в ближайшее время мы заключим меморандум, по их информации будет приобретено 30 автобусов. И до 80-ти автобусов приобретет компания «TTS». И еще один дефицит здесь связан с тем, что имеется большая нехватка водителей. На это есть объективная причина, о которой я говорил в начале. Из-за более привлекательных условий работы часть водителей – до 30-40 человек, по информации наших перевозчиков, ушли работать на заводские перевозки. Поэтому данный вопрос должен решиться до конца года за счет наших договоренностей.

После такого монолога главы города возникают риторические вопросы. Во-первых, как акимат может диктовать частному предприятию АО «АМТ», на чем ему перевозить свой персонал: на арендованных автобусах, или на общественном транспорте? Практика, когда предприятия возят работников на «своих» автобусах для их же удобства, является распространенной, и не только в нашей стране. И второй вопрос, можно сказать, наболевший: а что мешало темиртауским предприятиям общественного транспорта наладить нормальное движение автобусов до цехов комбината и обратно еще задолго до начала пандемии коронавируса? Мы ведь помним, сколько жалоб поступало председателям профкомов на работу городских маршрутов, сколько совещаний инициировал и провел профсоюз «Жақтау» по данному вопросу, сколько писем и обращений было написано профсоюзом: как директорам транспортных предприятий, так и в государственные органы. Можем даже напомнить, что говорилось на одной из таких встреч, прошедшей в профцентре еще в конце октября 2019-го года, и какие жалобы от работников комбината озвучивали на ней председатели. «Большие временные интервалы и несоблюдение графиков, частое отсутствие транспорта на остановках возле удаленных подразделений комбината, малая вместимость автобусов и их перегруженность» — жаловались председатели четыре года назад. Работникам комбината нередко приходилось пользоваться услугами такси, чтобы добраться до рабочих мест без опозданий. Ведь пропускная система на проходных – это не водитель, который может выйти на линию невовремя. Она точно фиксирует время прохождения работника через турникет, а проблемы с руководством из-за опозданий никому не нужны. Дисциплина водителей – отдельная тема. Председатели профкомов не раз устраивали дежурства на остановках, расположенных возле комбината, и выясняли, что водители самовольно сокращали себе рабочее время. Уже после 21.00 люди не могли уехать домой, хотя автобусы должны были ходить как минимум до 22.00! А вскоре после этого водители «приучились» не доезжать до остановок КХП, кислородного, конвертерного цехов и других отдаленных подразделений АО «АМТ». Поэтому арендованные автобусы стали настоящим спасением для работников градообразующего предприятия, которым надоело долго стоять на остановках, особенно зимой, опаздывать на работу и ездить в маловместительных «ПАЗиках», как кильки в банке. И, несмотря на многочисленные обещания городских транспортников, ситуация нисколько не менялась к лучшему, а, наоборот, становилась только хуже.

«Мы согласовали с банком выделение нам средств на покупку автобусов большой вместимости в количестве до 45-ти единиц, — говорил в октябре 2019-го года исполнительный директор ТОО «ТТS» Медеу Алтынбеков. – До Нового года техника должна прибыть в наш город и выйти на линии. Надеюсь, мы наберем водителей на новые автобусы. Водителей у нас не хватает, поэтому мы не можем обеспечить соблюдение графиков движения. Приносим свои извинения, но сейчас у предприятия непростое положение».

Что же помешало транспортным предприятиям набрать полный штат водителей несколько лет назад, и, вообще, навести у себя порядок? Есть известная поговорка про плохого танцора, но по соображениям этики мы не будем приводить ее здесь полностью.

Какова судьба трамвайного парка?

На встрече от жителей города не раз поступило предложение сохранить трамвайный парк и движение трамваев. Но, как оказалось, не все так просто.

-Различная информация всплывала в социальных сетях. Писали о том, что принято решение о закрытии трампарка, и так далее. Я еще раз подтверждаю позицию местных исполнительных органов, и заключается она в том, что трамвайный парк мы намерены сохранить, — говорит Ораз Таурбеков. — Но на сегодняшний день у нас нет такого юридического лица, в городе нет официального трамвайного маршрута. Это структурное подразделение и часть имущественного комплекса комбината. Поэтому, как минимум, АО «АМТ» должен выделить его в отдельное юридическое лицо, и передать нам так, как того требует законодательство. Но не просто в заброшенном виде, а, соответственно, при совместном участии. Примерная оценка этого вопроса имеется, и мы свои требования до АО «АМТ» довели. У самого градообразующего предприятия сейчас не лучшие времена, поэтому нужно быть реалистами, и вряд ли в ближайшее время этот вопрос будет рассматриваться. Но, тем не менее, наша позиция однозначная. Для сохранение данного вида транспорта в городе мы будем принимать меры и требования высказывать. Если в перспективе передача произойдет, то это будет отдельное юридическое лицо, скорее всего, с государственным участием, и это будет отдельный маршрут. Для того, чтобы восстановить трампарк, необходимо проделать большой объем работы, и мы готовы к нему.

Также после жалоб жителей на сокращение количества «автотрамов» аким дал поручение разработать новый автобусный маршрут, который бы ходил по трамвайному маршруту №4 (последнему из остававшихся), а также еще один – кольцевой — маршрут: он будет курсировать по Старой части города.

Кира Щербакова