Отдых или мучение?

Постоянные выселения отдыхающих из санатория-профилактория «Самал» по причинам частых отключений электричества надоели как работникам комбината, так и пенсионерам, которым не повезло взять путевки в этом году. В версию, согласно которой электроэнергия пропадает в санатории из-за аварий на сетях, сегодня уже практически никто не верит.

-Это какое-то издевательство! Заехала в «Самал», чтобы отдохнуть и поправить здоровье, и тут выключили свет. А потом нам сказали, что все мы должны уехать домой, потому что электричество неизвестно когда дадут. Я только начала проходить процедуры, но лечение пришлось прервать. Мой немолодой организм что, выдержит такие «эксперименты»? – возмущается заводская пенсионерка, одна из временно выселенных на неопределенный срок.

И таких в «Самале» — десятки. Сколько раз в здравнице пропадало электричество только за весну, лето и осень этого года, и сколько раз отдыхающих отправляли домой — даже сложно подсчитать. А начались перебои с весны текущего года, после того как на Правом берегу сгорел трансформатор, обеспечивающий электроэнергией не только здравницу, но и дачные участки. По-хорошему, раз такое дело, руководство АО «АМТ» должно было поставить в санаторий собственный генератор. Ведь речь идет не только об отдыхе, но и о здоровье людей. Не оставляют же без электричества больницы: все они имеют резервные источники на случай аварий. Так неужели люди, работающие в непростых, а то и во вредных и опасных условиях, пенсионеры, отдавшие Казахстанской Магнитке немало своего здоровья, не заслужили нормального, бесперебойного лечения и отдыха?

По нашей информации, после выхода трансформатора из строя «Самал» подключили к линиям Актауского цементного завода. Тут-то и начались проблемы: электричество в санатории стало отсутствовать сначала по несколько часов, а после — по несколько дней. Все это списывали на аварии: электрические сети, мол, длинные, что где случилось – еще найти надо. Но представить, чтобы летом, когда нет ни буранов, ни мокрого снега, ни сильных ветров, которые обычно портят провода, случалось так много аварий как-то сложновато. И Актауский цементный завод — предприятие серьезное. Может, проблема имеет совсем другие корни, точнее, финансовые? Электричество подается бесперебойно, когда за него своевременно платят. А бесплатно в наше время только птички поют.

Конечно, наша редакция не раз обращалась за комментариями к управляющему санаторием-профилакторием «Самал» Валентине Гриневой. Вот последний:

-Да, у нас опять проблема с электричеством не по нашей вине. Нужно заключить договор с фирмой-поставщиком электроэнергии. И мне нужно узнать в заводоуправлении, как быстро это будет сделано.

-Так вам отключали электричество за неуплату?

-Я не знаю подробностей, я этим вопросом не занималась. Насколько я знаю, сейчас АО «АМТ» заключает договор с фирмой-поставщиком электроэнергии.

-А от кого вы были запитаны электричеством?

-Задайте этот вопрос другим, электрикам, например. Раньше мы были запитаны от правобережной подстанции. Как вы знаете, летом там сгорел трансформатор, нас запитали от других поставщиков. До сих пор контракт не заключен. Это все, что я знаю, потому что этим вопросом не занималась. Пока у меня нет точной информации, сколько времени это займет (заключение контракта). Я не могу вам сказать что-то конкретное.

Данный разговор состоялся с Валентиной Николаевной на прошлой неделе. На тот момент электричества в санатории не было пять дней подряд. На 19 сентября оно там так и не появилось. Каждый день выселенные отдыхающие вынуждены звонить в «Самал» и узнавать, появился ли свет? Путевки им, конечно, продлят, но неприятный осадок останется.

Больше Валентина Гринева не давала комментариев нашей газете, хотя мы обращались за ними. Поэтому мы не смогли узнать, удалось ли заключить контракт на поставку электроэнергии, и сколько времени это займет. По неофициальной информации, данный процесс в настоящее время идет, но, когда завершится – неизвестно. И если он будет тянуться так же долго, как в «Самале» ремонтировали кровлю, то отдыхающие еще очень нескоро смогут вновь заехать в санаторий. Напомним: 21 июля с главного корпуса санатория сильным порывом ветра сорвало кровлю. Казалось бы: какой план действий должен быть у руководства АО «АМТ» в такой ситуации? Ответ: восстановить кровлю как можно скорее, бросить на ремонт все силы, ведь первый же хороший дождь просто затопит санаторий, и затопит еще как. Этим летом «Самалу» в плане осадков повезло: за все летние месяцы не было ни одного более или менее сильного дождя. Но начавшийся ремонт крыши не завершился даже в сентябре, не говоря уже о более ранних сроках. И тут, в один из дней небо прорвалось: дождь лил без остановки пять часов. Естественно, ту часть корпуса, где кровлю еще не сделали, сильно затопило. По словам Валентины Гриневой, к которой мы обратились после уже осеннего ненастья, теперь на верхних этажах придется делать достаточно крупный ремонт. А это, опять же, затраты. И когда начнется ремонт внутри здания – опять же неизвестно. И хотя верхние этажи давно не эксплуатировались, и отдыхающих туда не заселяли, потоп все равно остается потопом со всеми его неприятными последствиями. В Китае многоэтажные здание возводят за две недели, а тут больше месяца не могли полностью привести в порядок кровлю. Такая вот медлительность.

В конце добавим, что постоянные выселения-заселения отдыхающих создают дополнительную работу председателям профкомов и цехкомов. Хорошо, что сейчас практически у всех есть свои группы в вац-ап. Но, бывает, что кто-то из взявших путевку в группе не состоит. Председателям приходится обзванивать несостоявшихся отдыхающих, сообщая им отнюдь не прекрасную весть: заезда не будет. А у тех, кто взял путевку на время отпуска, и из-за простоев здравницы в него не уложился, проблем возникает еще больше.

Когда в «Самале» пропадает электричество, автобус, который возит туда отдыхающих, объезжает в городе все остановки. Водитель, завидев людей, настроившихся на отдых, сообщает им, что заезда не будет. Ведь лучше подстраховаться, чтобы предотвратить претензии и нарекания.

Кира Щербакова