Резать металл – непросто

Резчик холодного металла агрегата порезки рулонов-4 Ертай Жакашов трудится в ЛПЦ-2 без малого 30 лет. За это время он освоил несколько непростых профессий, наработал опыт и профессионализм, от которых во многом зависят важные цеховые показатели. О своей работе, о переезде в Темиртау и семейной династии Ертай Кабылович рассказал в интервью нашей газете.

-Ертай Кабылович, как давно вы пришли на комбинат?

-На комбинат я пришел в 1994-м году. Переехал сюда из поселка под Каркаралинском, когда начался так называемый развал, и стало трудно найти заработок. В родном поселке я работал на железной дороге. Приехав в Темиртау, устроился в ЛПЦ-2 во вторую бригаду упаковщиком металла, и проработал в этой должности 20 лет. Когда в 2014-м году работу по упаковке готовой продукции передали подрядчикам, меня перевели резчиком металла. Я прошел обучение в отделе подготовки персонала. В цехе меня тоже учили, рассказывали, показывали, объясняли. Так что это у меня уже вторая профессия на комбинате.

-Расскажите о своей работе, в чем она заключается?

Я режу листовой металл на агрегате порезки рулонов (АПР-4). Рулоны весом 30-35 тонн перематываются в рулоны меньшего объема – обычно по 7-8 тонн. И я должен резать металл так, чтобы получались рулоны нужного заказчику веса. Все необходимые для работы параметры в наш высокоразвитый век автоматики выводятся на мониторы.
Также по заданию мастера я режу металлопрокат продольными полосами – на штрипс. Для этого устанавливаются специальные дисковые ножницы. От поступаемых заказов зависит ширина полос, из них потом изготавливают различные изделия. Работы у нас много, и агрегат, а, следовательно, все, кто на нем работает, загружены по полной. Агрегат функционирует непрерывно, я работаю посменно. Труд у резчиков металла очень ответственный, потому что от нашего агрегата зависит 50% отгрузки из цеха готовой продукции. Чем больше мы нарежем – тем лучше. И очень многое здесь зависит от профессионализма, опыта резчика.
Как и в других цехах, для нас очень важен вопрос качества выпускаемой продукции. Мы отвечаем за качество реза, смотки в рулоны, за количество промасливания металла на полосе и многое другое. В маленьких рулонах, которые мы отправляем заказчикам, не должно быть шва. Дело в том, что большой рулон получается из двух-трех рулонов меньшего объема в травильном отделении: они свариваются — «сшиваются», и металл прокатывают вместе со всеми этими швами, но заказчику они совсем не нужны. Также мы следим за остатком обрези – чем ее меньше, тем лучше, за расходным коэффициентом металла, за подрезаемой кромкой и прочим. Наша задача – чтобы с большого рулона было как можно меньше отходов. Есть специальные нормы, в которые нам необходимо укладываться. В общем, обязанностей у резчиков очень много, и работы тоже.

-Большая у вас бригада?

25 человек. Мы все хорошо друг другу знаем.

-Вам доводилось быть наставником, обучать кого-то?

Когда работал на упаковке, к нам приходило много молодых ребят, и, конечно, я их обучал. Но большинство из вновь принятых не оставались надолго, быстро уходили, потому что работа упаковщика металла физически тяжелая. Когда я сам пришел на упаковку, там работал один человек, который меня учил, остальные на тот момент уволились. Так наш состав постоянно менялся: люди устраивались, многие потом уходили, кто-то, конечно, оставался, на вакантные места набирали новых. Зарплата у упаковщиков была высокая, это привлекало работников, но условия труда мало кто выдерживал. А я вот остался.

-Кто-то из ваших родственников еще работает на комбинате?

У нас официально признанная семейная династия. Два моих младших брата и племянник работают на коксохимпроизводстве. В прошлом году старший брат вышел на пенсию, и, если раньше нас на комбинате было четверо братьев, то сейчас трое. Моя жена работает в ОТК ЛПЦ-1. Жена одного из братьев трудилась в трамвайном парке, в настоящее время она переводится на комбинат. Так что на АО «АМТ» у меня много родственников.

-Кто глава династии?

Я, хотя брат я средний, не старший, то есть третий, так как нас пятеро. Один из братьев живет в Караганде. Просто я первым устроился на комбинат, остальные трое приехали потом. У братьев тоже большой стаж работы в цехах, более 20 лет.

-А ваши дети не связали свою жизнь с производством?

Нет. Дочь замужем, она работает в правоохранительных органах, но в настоящее время находится в декретном отпуске, сидит с внуком. Так что я уже дедушка. Сын учится в Областной специализированной школе-интернате олимпийского резерва имени Алии Молдагуловой. Он занимается дзюдо, каждый день ездит в школу на автобусе в Караганду, и еще тренируется в Темиртау, в спорткомплексе «Миттал». Сын заканчивает последний курс и собирается стать тренером.

-Как предпочитаете проводить свободное время? Есть какие-то увлечения?

На днях я взял путевку в санаторий «Сарыагаш», чтобы отдохнуть и укрепить здоровье. А так люблю проводить время с семьей. И путешествовать, когда позволяют время и возможности.

Кира Щербакова