Машинист крана ЛПЦ-2 Елена Бойко проработала в одном цехе 30 лет, и в этом году отмечает трудовой юбилей. Несмотря на то, что профессия у Елены Викторовны непростая, она никогда не задумывалась о том, чтобы заняться другим делом. О своих обязанностях, коллективе, семье, а так-же о том, почему профессия «машинист крана» традиционно считалась на комбинате женской, Елена Викторовна рассказала в интервью газете «Магнитка плюс».
-Елена Викторовна, почему вы выбрали профессию крановщика?
-Когда я окончила 11 классов школы, то не знала, куда мне идти. Хотя и была «хорошисткой», учиться мне надоело. В то время мы все хотели как можно скорее шагнуть во взрослую жизнь, начать зарабатывать и стать более самостоятельными. Мама, которая долгие годы проработала на ТЭЦ-3 (находится в Караганде), посоветовала мне получить профессию машиниста крана. В тот год набирали на курсы крановщиков: как оказалось, вскоре их закрыли, так что я успела поступить. Отучилась десять месяцев и пришла в ЛПЦ-2 — устроиться в этот цех мне посоветовал дядя. В цехе меня сразу же определили в третью бригаду, и я до сих пор в ней работаю.
-Помните тот момент, когда вы впервые оказались в кабине крана?
-Страха не было совсем, наоборот, было очень интересно и познавательно, даже впечатляюще: ты такая маленькая, а кран такой огромный, и, несмотря на это, ты можешь им управлять. Одним словом, восторг. Меня с детства тянуло к машинам и оборудованию. У папы был автомобиль, мы вместе ходили в гараж, разбирались, как что устроено. И мне постоянно снились сны о том, что я буду работать на больших машинах. Эти сны оказались вещими.
-Расскажите о своей работе…
-Я работаю в отделении отгрузки. В течение смены мы загружаем в полувагоны уже готовый к отправке, упакованный металл: пачки и рулоны. Затем этот металл идет на экспорт, к потребителям. Кран, на котором я работаю, универсальный: у него есть и скоба, и захваты, потому что нужно загружать и пачки, и рулоны. Если в процессе работы понадобятся захваты – надевают их, а вот для рулонов нужна скоба. Работа, конечно, ответственная, требующая постоянного внимания.
-На других кранах вы тоже можете работать?
-За 30 лет мне довелось управлять практически всеми кранами, которые есть в ЛПЦ-2, и сейчас я могу заменить почти любого крановщика. Не работала я только в термическом отделении и на складе горячекатаных рулонов.
-Вам нравится ваша работа?
-А как вы думаете, если я 30 лет на одном месте? Это время пролетело для меня быстро и незаметно, а на работе мне всегда интересно. И хочется сказать большое спасибо всем тем, кто изменил график работы сменников. Раньше он был очень неудобный, тяжелый: 4 дневные смены — с 7-ми до 15.00, потом выходной, четыре вечерние смены – с 15.00 до 23.00, выходной, и 4 ночные смены, с 23.00 до 7.00, и это подряд! А потом отсыпной и выходной. У нас дети выросли без родителей, потому что мы почти все время находились на работе. И очень хорошо, что нас, наконец, услышали: теперь мы работаем по 12 часов, можем заниматься домашними делами, водить детей на кружки, посещать мероприятия, на которые раньше вообще не могли попасть. Но и с такой трудностью, как неудобный график, мы справились. Как же иначе?
-Расскажите о своем коллективе. Наверное, многие, как и вы, работают уже давно, и все хорошо друг друга знают?
-У нас хороший, дружный коллектив, и он не маленький: наша бригада большая. Начиная со склада горячекатаных рулонов и до отделения листоотделки трудятся много людей, у каждого есть свои обязанности. В одной только нашей бригаде 20 машинистов, кроме того, мы взаимодействуем с представителями других профессий, а также с мастерами, бригадирами, начальниками смен. Конечно, больше мы общаемся с людьми из отделения, в котором непосредственно работаем, но знаем всех «наших». Работников с большим стажем и опытом у нас немало. Некоторых мы проводили на пенсию. Но это жизнь, и никуда от нее не деться. Кто-то именно в цехе, в своей бригаде нашел друзей. Так, много лет назад я познакомилась со своей лучшей подругой, коллегой и кумой Натальей Петровой. Кумой – потому что она крестная моих детей, а я крестная детей Наташи. Мы с давних пор хорошо понимаем друг друга – и по жизни, и по работе. Нам просто повезло, что судьба свела нас.
-Новых работников принимают в цех?
-Несколько лет назад хорошо пополнили штат машинистов. И если раньше профессия «машинист крана» считалась на комбинате чисто женской, то теперь принимают и парней. В нашей бригаде пять молодых ребят. Я считаю, что в горячих цехах, на самых сложных участках машинистами кранов должны работать мужчины, потому что женщинам, тем более тем, кто в возрасте, приходится очень тяжело. Ну а почему наша профессия считалась женской? Наверное, потому что женщины быстрее оценивают ситуацию, больше замечают, больше видят. У женщины даже угол зрения другой, лучше развито боковое зрение. И интуиция у нас работает по-другому. Не хочу никого обидеть, это так природой заложено.
-Вам приходилось быть наставником для кого-то?
-Приходилось. К нам приняли парня, мы с коллегами его учили, и он сейчас работает. Он у нас молодец.
-Кто-то из ваших родственников сейчас работает на комбинате?
-Да, мой муж. Он начинал простым сварщиком, а теперь работает начальником участка в ЦП и КОР. У нас в этом году одни юбилеи: 30 лет, как я работаю на комбинате, 20 лет, как на комбинате работает муж, моим родителям в этом году исполняется 70 лет, и только недавно ЛПЦ-2 отметил 50-тилетний юбилей.
-Как вы уже говорили, ваша мама работала на ТЭЦ-3?
-Всю жизнь там проработала: сначала простым изолировщиком, потом бригадиром, мастером. Оттуда вышла на пенсию. Папа трудился на гусеничном гране в подрядной организации, которая выполняла работы на комбинате, принимал участие в строительстве ЦГЦА. С крана вышел на заслуженный отдых. Так что я из рабочей семьи. У нас с мужем два замечательных сына. Старшему 29 лет, у него два высших образования, он живет в Санкт-Петербурге, и в прошлом году женился. У нас было две свадьбы: первая — в Питере, вторая – здесь, в Темиртау, куда приезжали молодожены. Всех родственников отвезти в Россию не получилось бы, поэтому решили организовать два торжества. Младшему сыну 17 лет. Он не захотел идти в 10 и 11 классы, сказал, что не будет терять два года, и поступил в колледж при Карагандинском Государственном индустриальном университете. Выбрал профессию «Персональное обеспечение». За год сын прошел программу 10 и 11 классов, а со следующего года будет обучаться непосредственно по своей профессии. После колледжа сын собирается поступать в вуз. Это я ему посоветовала, потому что хорошие IT-специалисты всегда востребованы. У старшего сына тоже хорошая профессия: он настраивает рекламу в Google.
-Внуки уже есть?
-Пока нет. Сейчас молодежь не спешит становиться родителями. Сын со снохой сказали, что они еще много чего не видели и хотят пожить для себя, поездить по странам и посмотреть мир. У них много планов и целей. Что ж, будем ждать.
-Как предпочитаете проводить свободное время?
-Работаю на даче, летом езжу в отпуск, и, главное — помогаю родителям. Очень здорово, когда у тебя есть мама и папа, когда семья полная. Мама всегда и во всем меня поддерживает, и когда я получила удостоверение ветерана комбината, то отдала его маме. В том, что я чего-то добилась в жизни, есть заслуга только родителей. И чем больше людей это понимают, тем лучше.
Кира Щербакова