«Наша задача – быстрее сдать
оборудование в эксплуатацию»

Мастер по ремонту оборудования участка по переработке шламов АГП Тимур Заурбеков работает на комбинате без малого 40 лет. За это время он трудился в разных цехах, но больше всего ему запомнилось участие в интересных проектах, которые внедряли в конвертерном цехе. О них, а также о своих обязанностях мастера АГП Тимур Джандарбекович рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

-Тимур Джандарбекович, когда вы пришли на комбинат?

-После окончания завод-втуза в 1984-м году. Устроился в конвертерный цех мастером по ремонту энергооборудования. С этого момента и началась моя трудовая деятельность на предприятии. В следующем году будет 40 лет, как я пришел на комбинат. Перерывов в стаже у меня не было. Вся сознательная жизнь – начиная со студенческой скамьи и почти до самой пенсии – прошла на нашем металлургическом гиганте.

-Расскажите о своей работе в конвертерном цехе…

-В 1984-м году как раз производился монтаж новой системы на конвертере №1: это была установка по вдуванию вместе с кислородом пылеобразной извести. К моменту моего прихода в цех проводились пуско-наладочные работы. Мы запустили установку, и она прослужила порядка десяти лет, и даже больше. Такое оборудование для нашего комбината было абсолютно новым: Советским Союзом две установки были закуплены в Бельгии. И хотя технология была бельгийская, но клапаны — французские, компрессоры — американские, запорная, регулирующая арматура – германская. В общем, комплектовали всей Европой. Говорят, что Центральный банк СССР заплатил за невиданное ранее оборудование золотыми слитками. Вторая установка была поставлена на Днепродзержинский комбинат. Правда, там произошла утечка кислорода, и установка на первой же плавке выгорела. Такой печальный конец.

-Насколько непросто было запустить в работу такое необычное иностранное оборудование?

-Уровень знаний, который давали студентам в советских высших учебных заведениях, в частности в завод-втузе, позволял нам справляться и с более сложными задачами. Качество преподавания было хорошим, конечно, для тех людей, которые хотели эти знания получить. Поэтому было много подготовленных, по-настоящему грамотных специалистов. Завод-втуз я окончил по профессии «Литейное производство», получил диплом инженера-металлурга. И куда мне было идти, как не в конвертерный цех? Тем более что там трудились мои родственники. А что касается установки, то на изучение документов ушло пару месяцев. Документация была переведена на русский язык – наверное, это было одним из условий поставки. Запускали установку аккуратно, без эксцессов. Так что особых сложностей не возникло. Хотя многое было для нас удивительным: например, на каждый регулирующий клапан имелся сертификат с личной подписью и печатью человека, который его тестировал. Так и писали: «Я, такой-то-такой-то, гарантирую эксплуатацию данного механизма в течение трех лет». Дата, печать, подпись. Прекрасный подход к работе, я считаю.

-Еще в каких-нибудь интересных проектах довелось поучаствовать?

-Я участвовал в запуске первой машины непрерывного литься заготовок в отделении непрерывной разливки стали. Тогда я находился в должности супервайзера, и мы потом разливали первую плавку. Далее, как известно, была вторая, третья машина. Также вместе с коллегами я занимался проектированием отделения непрерывной разливки стали: при главном инженере тогда была создана группа, которую возглавлял Виктор Семенович Щерба. Мы объявляли тендеры на поставки оборудования. Свои услуги нам предлагали знаменитые фирмы из Германии, Великобритании, Италии (это и хорошо известная на комбинате фирма «Danieli»). Была еще одна фирма из Италии, и даже «General Motors» к нам приходил. А выиграла тендер австрийская фирма. Тогда пришлось приложить немало усилий, так как рассматривалось очень много вопросов и вариантов. Я больше занимался энергетикой, системами охлаждения, очистки и так далее. И, должен признать, что общение с представителями разных фирм дало мне много понимания в части современной техники и навыки работы на импортном оборудовании, которое по всем стандартам и требованиям отличается от советского. Разбираться с предлагаемым оборудованием приходилось досконально для того, чтобы выбрать качественное, чтобы нам не подсунули то, что нас в последствие совершенно не устроило бы. Также во время работы в конвертерном цехе у меня был достаточно большой период командировок: я побывал почти на всех металлургических предприятиях Советского Союза. Посетил Новолипецкий, Череповецкий, Магнитогорский, Челябинский, Кузнецкий комбинаты, «Азовсталь» и другие. Только на «Амурстали» не был. Я ездил туда с докладами и представлял свое видение развития металлургии, выслушивал мнения коллег, знакомился с оборудованием, технологиями. Министерство черной металлургии СССР приветствовало такой обмен опытом. За один год у меня было до десяти командировок, каждая длилась минимум десять дней, так что дома я отсутствовал по полгода. А после такой напряженной работы в конвертерном цехе я перешел на АГП, где было много моих знакомых ребят. Сейчас большая их часть уже на пенсии. А на момент моего выхода на заслуженный отдых мой стаж на АГП составит 20 лет.

-Расскажите, в чем сейчас заключаются ваши обязанности…

-На агломерационном производстве я работаю с 2005-го года. Моя основная профессиональная задача – ремонт энергооборудования, и, в первую очередь, обеспечение стабильной работы насосов. Здесь их несколько видов, марок и размеров, назначение, конечно, тоже разное. Оборудование, которое связано с системами отопления, технологическое оборудование, такое как радиальные отстойники, расположенные в главном корпусе, сгустители шлама, которые расположены на второй очереди, очистные аппараты: ленточные, дисковые вакуумные фильтры – все это тоже наше. А еще трубопроводы, все, что связано с подачей осветленной воды, технической воды, загрязненной, питьевой, горячего водоснабжения и так далее. Это большое хозяйство наша ремонтная служба поддерживает в работоспособном состоянии, делает профилактику и ремонт по выходу из строя какого-либо оборудования. Наша задача – вовремя все отремонтировать и сдать в эксплуатацию, чтобы обеспечить бесперебойную подачу воды потребителям, коими являются агломерационный цех, ДСФ, участок шихтоподготовки. Очень важным моментом я считаю наш посильный вклад в улучшение экологии. Так как у нас замкнутый цикл оборотного водоснабжения, мы принимаем загрязненную воду и очищаем ее от шлама. Содержание железа в шламе — до 44%, поэтому мы возвращаем его обратно в технологию. А осветленная вода подается на очистные аппараты, на системы охлаждения. При помощи этой воды очищается запыленный воздух, соответственно, выбросы в атмосферу города, предприятия сокращаются.

-Сколько человек сейчас работает в вашей службе?

-Сейчас у нас десять человек собственного персонала. Это слесари по ремонту, электросварщики, газорезчики. Еще привлекаются ремонтные бригады, состоящие из работников подрядных организаций.

-Вы сказали, что ваши родственники работали на комбинате. Получается, вы из трудовой семьи?

-В Темиртау в 1958-м году с Кузнецкого металлургического комбината приехал мой дед по линии матери. Он участвовал в запуске доменной печи №1. На этом комбинате работали три моих дяди, двое из них – в конвертерном цехе. Еще один дядя трудился в ЦОИ-1. Все они уже давно вышли на пенсию и покинули наш мир, к сожалению. Сам я родился в Темиртау, в другие города работать не ездил. Думаю, здесь и останусь, когда выйду на пенсию через полтора с небольшим года. Такая у меня судьба.

-А сейчас кто-то из ваших родственников работает на комбинате?

-Да, в конвертерном цехе – двоюродный брат и двоюродная сестра. Так что с комбинатом связана жизнь почти всей моей семьи. Правда, сын на комбинат не пошел – он занимается бизнесом, и его все устраивает. Также у нас с супругой есть внук Тимофей. Он еще маленький, ходит в детский сад. Будем делать из него металлурга, тем более что он проявляет интерес к комбинату.

-Как вы предпочитаете проводить свободное время с такой занятостью?

-У нас, как и у большинства людей, свой садово-огородный участок. К земле мы приучены с детства. А во время отпусков я стараюсь посещать разные зарубежные страны. Особенно люблю островные государства, такие как Куба, Доминиканская Республика, остров Крит. Конечно, был в Турции и Египте, видел пирамиды, побывал в музее в Каире. Надеюсь, что в будущем я смогу посетить еще немало интересных стран.

Кира Щербакова