Питьевая вода, автобусы и трамваи: в Темиртау обсудили ряд проблемных вопросов

На базе политехнического колледжа прошла очередная встреча акима Темиртау Ораза Таурбекова с населением. Градоначальник озвучил ряд проблем, активно обсуждаемых в соцсетях, а также ответил на вопросы темиртаусцев.

Свое выступление глава города металлургов начал с одной из острых проблем, которую ощущает практически весь Темиртау – это водоснабжение. Частые отключения и подача воды по графику являются результатом того, что основной водовод Караганда-Темиртау сильно изношен. Он был построен в 80-х годах прошлого века и сейчас находится на третьем сроке эксплуатации.

-В связи с этим мы теряем до 200 кубометров в час при давлении в 6 атмосфер, что свидетельствует о сильном износе. Для того чтобы эту ситуацию нормализовать в срочном порядке, в этом году в рамках текущего ремонта будет заменено 5 километров водовода, — сообщил аким Темиртау.

Для решения этой проблемы необходимо провести полную реконструкцию водопровода, что позволит стабилизировать приход воды на основные резервуары. Стоимость проекта оценивается в 15 миллиардов тенге. Провести работы планируют за счет выделения средств из областного и республиканского бюджетов. Сегодня общее потребление питьевой воды в Темиртау составляет 1200-1400 кубов в день. Живительная влага в резервуары хранилища поступает из трех источников, включая водопровод Караганда-Темиртау, ТОО «АКВА-Трейдинг» и Сергиопольский водозабор АО «АрселорМиттал Темиртау».

А что с трамваями?

Напомним, с 18 января 2023 года вагоны прекратили курсировать по маршруту, а линии электропередач начали демонтировать. Тогда же официальные лица компании «АрселорМиттал Темиртау» заявили, что приостановка движения трамваев является временной мерой и будет продолжаться до завершения аудита и разработки проекта. Прошло почти полгода, а точного ответа, что ждет экологичный вид транспорта в будущем по-прежнему, нет.

-Мы уже высказали свою позицию по данному вопросу, и она остается неизменной — мы планируем сохранить трамвайный парк, — говорит Ораз Таурбеков. — Однако, для того чтобы принять его на городской баланс, необходимо выполнить определенные условия, включая формирование его в юридическое лицо и разработку проектного решения. В него должен войти проект восстановления электрической части, трамвайных путей и обновление подвижного состава.

По предварительным подсчетам стоимость проекта оценивается в 13 миллиардов тенге, что для городского бюджета является неподъемной суммой. Поэтому данный вопрос сейчас решается на уровне области. Ведутся активные переговоры с руководством комбината по участию АО «АМТ» в передаче трамвайного парка городу.

Металлургам удобно, а городу накладно

В Темиртау автобусы курсируют по 14 городским маршрутам, обслуживанием которых занимаются 5 автопредприятий. 7 направлений являются социально значимыми и их работу ежегодно субсидируют из городского бюджета. В пандемию компания «АрселорМиттал Темиртау» организовала перевозку своих трудовых коллективов на частых автобусах. Они до сих пор выполняют данную задачу. Из-за этого, по данным руководителей автопредприятий, пассажиропоток значительно снизился: если раньше автобусы перевозили порядка 50 тысяч человек в день, то сейчас этот показатель составляет чуть выше 22 тысяч.

-Владельцы автопредприятий выставляют свои убытки городу, и размер субсидий, требующихся на их покрытие, достигает 3 миллиардов тенге. В текущем году на эти цели заложили 1 миллиард тенге, но еще 2 не хватает. Если такая ситуация продолжится, то город будет вынужден либо обанкротить какие-то предприятия, либо сократить часть маршрутов, — отметил глава города.

Также аким сообщил, что с руководством комбината достигнута договоренность. До конца года власти способствуют обновлению автопарка, поиску водителей, и обеспечат бесперебойное движение автобусов по маршрутам. В этом случая компания «АМТ» готова будет отказаться от частного автотранспорта в пользу общественного. Стоит отметить, что на сегодняшний день из 145 автобусов, которые должны ежедневно отправляться на линию, выходит всего 85-90. По словам акима, причина тому устаревший транспорт и нехватка водителей.

По завершению своего выступления Ораз Таурбеков ответил на вопросы горожан. Большая часть из них, как и прежде, касалась коммунальной сферы.

Сергей Баданин