В номере от 5 апреля газеты «Магнитка плюс» вышла публикация о том, что у АО «АМТ» скопились большие долги перед подрядными организациями – об этом рассказала председатель Темиртауского городского профсоюза работников предпринимательства и услуг Наталья Попова. С момента последней публикации произошли события, повлиявшие на непростую ситуацию с подрядчиками. Поэтому мы посчитали нужным написать продолжение предыдущего материала.
-Наталья Михайловна, расскажите, какой сейчас размер долга АО «АМТ» перед подрядными организациями, как изменилась ситуация за последний месяц?
-С 17 апреля мы начали собирать сведения по подрядным организациям. Вначале брали данные по долгам у организаций, которые состоят в городском профсоюзе, и к вечеру 17 апреля сумма составила один миллиард сто сорок шесть миллионов четыреста шестнадцать тысяч тенге – и это только по 26-ти нашим предприятиям. Но задолженность есть не только перед организациями, состоящими в городском профсоюзе, и, когда мы решали, кто займется сбором данных у них, то наш профсоюз предложил свои услуги. После этого на нас начали выходить так называемые сторонние организации и, на 20 апреля сумма задолженности составила три миллиарда шестьсот двадцать миллионов шестьдесят три тысячи – это по 48-ми подрядным организациям, которые осуществляют трудовую деятельность на градообразующем предприятии АО «АМТ». Долги за январь, февраль и март. И это лишь малая толика общего долга, потому что предприятий гораздо больше – на сегодня их порядка 150-ти.
-Получается, далеко не все предприятия обратились?
-Даже не все организации, состоящие в городском профсоюзе, подали сведения. Причина одна – люди боятся. Представители организаций, не состоящих в профсоюзе, прежде чем дать сведения, связывались со мной по телефону, советовались, предупреждали, что суммы задолженностей озвучивать нельзя, потому что комбинат их заблокирует, они потеряют работу и так далее. И работодатели бояться даже не потери прибыли: они бояться оставить без средств к существованию своих работников, которым нужно кормить семьи и растить детей. Это главный сдерживающий фактор. Между тем, ситуация очень серьезная. Работодателям приходится выезжать на производственные площадки и разговаривать с трудовыми коллективами, потому что есть долги по заработной плате, и люди уже не раз отказывались выходить на работу. По восьми предприятиям общая сумма задолженности по зарплате составляет 450 миллионов тенге. Но предприятия, давшие такие сведения, составляют лишь малую часть от общего числа. Скажу прямо: мы боимся социального взрыва, поэтому комбинату обязательно нужно погасить долги перед подрядчиками. Ни для кого не секрет, что АО «АМТ» вогнало руководителей подрядных организаций в ситуацию, когда они вынуждены брать кредиты под 28% годовых для того, чтобы выплачивать работникам зарплату и платить налоги. Это сильно бьет по карману работодателей, но деваться им некуда.
-Представители государственных органов вмешались в эту ситуацию? Были предприняты какие-то меры?
-17 апреля в акимате города Темиртау состоялась встреча первого заместителя акима Карагандинской области Вадима Басина с представителями подрядных организаций. Людям была предоставлена возможность высказать все замечания, которые имеют место при организации работ на объектах стального департамента АО «АМТ». И самым важным вопросом, который требует безотлагательного решения, являлся вопрос задолженности. На встречу пришли также представители предприятий, не состоящих в городском профсоюзе. Но слово было предоставлено всем желающим, и совещание длилось очень долго. Состоялся открытый разговор между заместителем акима Вадимом Басиным, который сам попросил организовать встречу, представителями подрядных организаций и городским профсоюзом. Конечно же, на совещании присутствовал аким города Темиртау Ораз Таурбеков. Однако представителей АО «АМТ» не пригласили. Многие вопросы перекликались, но, когда подрядчики озвучили, что им приходится приступать к работам на территории комбината по нулевым заказам, то есть не имея на руках документов, подтверждающих саму работу, ее стоимость, количество задействованных на объекте людей и так далее, то Вадим Борисович был очень удивлен. Он сказал, что несколько лет назад комбинату удалось уйти от подобной практики, а тут, получается, она вернулась. Это создает подрядчикам массу проблем. Они не раз жаловались мне, что не знают ни расценок, по которым работают, ни того, как будет осуществляться оплата труда. В городском профсоюзе есть организации, которые по полгода не могут перечислить профвзносы, потому что они не только работают по нулевым заказам и не получают вовремя оплату за свои услуги, но и сами покупают материалы для выполнения работ. АО «АМТ» обеспечивает подрядчиков материалами с большими задержками, но есть же графики, сроки, и подрядчики не хотят «потерять лицо», хотят делать все вовремя и качественно, и поэтому сталкиваются с материальными проблемами.
-После совещания комбинат начал погашать задолженности?
-В тот же день, 17 апреля, пошли проплаты. То есть сумма долга на 20 апреля, которая указана выше, была дана с учетом некоторых проплат. Но проплаты идут, на мой взгляд, как-то странно: кому-то заплатили сразу 30 миллионов, а кто-то не может дождаться выплаты одного миллиона долга. А некоторым предприятиям не заплатили ни одной тенге – ни за январь, ни за февраль, ни за март. Конечно, мы держим эту ситуацию на контроле.
-А те письма, которые городской профсоюз писал администрации АО «АМТ» — на них были получены ответы?
-Все наши обращения к комбинату по проблемам подрядчиков носят безответный характер, а переписка напоминает игру в одни ворота. Наши запросы об организации встречи представителей администрации комбината с подрядчиками также неудовлетворены ввиду полного игнорирования партнерских отношений компанией. На сегодня некоторые организации уже сворачивают свою деятельность, потому что за последние три года политика трудовых отношений сильно изменилась в худшую сторону. Есть случаи, когда наши фирмы вытесняются: их места занимают другие, не темиртауские, хотя услуги таких «пришлых» фирм стоят намного дороже. Почему комбинат поступает таким образом – вопрос, который заставляет задуматься. Здесь речь может идти о лоббировании определенных интересов. И это при том, что в Темиртау немало фирм с квалифицированными работниками, которые хорошо знают комбинат, чьи родители работали в его цехах и участвовали в их строительстве. И очень обидно, что местные жители остаются без работы и вынуждены искать заработок в других регионах. Они подолгу не видят свои семьи, детей. Это тоже большая проблема для нашего города.
-Есть информация, что АО «АМТ» сокращает работников подрядных организаций, задействованных на производственных площадках стального департамента. Это так?
-Да, комбинат не только сокращает, но и блокирует пропуска работников подрядных организаций. Раньше при профсоюзе работала мини-биржа труда. Если в каком-то предприятии высвобождались люди, мы делали рассылку по организациям, и люди могли найти временную работу в других фирмах. Сейчас пропуска блокируют таким образом, что работодатель не то, что не может передать работников по договору другому предприятию, при этом оставляя их в своей штатной численности — работника в принципе лишили права перейти в другую подрядную организацию. То есть рассчитаться-то, конечно, можно, но идти некуда, так как в другой организации пропуска людям не откроют. Я считаю, что комбинат пошел на этот шаг для того, чтобы обеспечить свой персонал квалифицированными кадрами, которых, как известно, недостает. А взять их можно только у подрядчиков – больше неоткуда. Конечно, работодатель вправе приглашать к себе кадры, а человек труда вправе делать выбор. Но в ситуации, когда блокируют пропуска, выбора просто нет. Считаю, что это дискриминация человека, ведь не каждый работник подрядной организации желает перейти на комбинат. Причины у всех разные: кто-то не хочет работать в смену, или, наоборот, в день, и, потом, люди привыкают к своим трудовым коллективам, и есть фирмы, где работники трудятся вместе десятилетиями. Не все же бегают с места на место, есть и стабильные организации.
-И еще один вопрос: как вы планируете действовать дальше, чтобы изменить ситуацию с подрядчиками в лучшую сторону?
-Мы снова направили письма в областной акимат, в министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, в Федерацию профсоюзов Казахстана и Казахстанский отраслевой горно-металлургический профессиональный союз «QAZAQMETAL KASIPODAGI». В письме я даю предложение заслушать представителей АО «АМТ» на отраслевой комиссии в министерстве индустрии и инфраструктурного развития под председательством министра или вице-министра. Раньше у нас была такая практика: когда у комбината имелись задолженности перед подрядчиками, мы заседали раз в два месяца. Думаю, что без вмешательства курирующего министерства у нас не получится призвать АО «АМТ» к погашению долгов.
Кира Щербакова