Ветеран комбината, Почетный металлург СССР Анатолий Онищенко отработал в доменном цехе 44 года. За это время он накопил по истине уникальный и богатый опыт, познакомился с огромным числом людей, объехал много городов, лично знал нескольких директоров Карметкомбината. О том, с чего начиналось производство чугуна в далеких 1960-х годах, с какими трудностями пришлось столкнуться и чего удалось достичь, Анатолий Ильич рассказал газете «Магнитка плюс».
Анатолий Онищенко родился в Украинской ССР, в Донецке. Там же окончил Донецкий политехнический институт, после чего в составе группы доменщиков 13 августа в 1960-го года по распределению приехал на Казахстанскую Магнитку. К этому времени первая на комбинате доменная печь уже была введена в эксплуатацию, но восьми молодым специалистам предстояло еще много работы. Трудностей они не боялись, так как получили хорошие знания от преподавателей вуза, которые в прошлом сами работали на доменных производствах. А практику студенты проходили на местных металлургических заводах, успешно совмещая ее с теорией.
-Однако первопроходцам-доменщикам пришлось немало испытать. В начале 60-х годов краны литейного двора были маломощные, двадцатитонные, — вспоминает ветеран. — Из инструментов – лом, кувалда, лопата, и кусок рельса метров пять длиной. Даже отбойных молотков не было. Механизации практически никакой, поэтому очень много работы людям приходилось делать вручную.
Анатолий Онищенко начал свою трудовую деятельность бригадиром по отбору газа по радиусу колошника. Сейчас это делается в автоматическом режиме, а раньше – опять же вручную. Пару раз за смену в печь надо было вставлять трубу через специальное отверстие и на определенном расстоянии от стенки отбирать газ в футбольные камеры. После этого делалась газовая диаграмма, и определялся ход доменной печи. А уже через несколько месяцев Анатолия Ильича назначили старшим контролером по приемке кладки на воздухонагревателях доменной печи №2, и, чтобы хорошо освоить эту профессию, пришлось приложить немало усилий.
-Кладку нам в вузе не преподавали, поэтому я накупил специальной литературы, стал ее изучать, — говорит ветеран. – У нас тогда работали огнеупорщики из Липецка – хорошие ребята, настоящие мастера своего дела. С ними я много общался. А потом меня переведи диспетчером цеха, но эта работа мне не нравилась – я хотел на печь. Не согласен был начальник доменного цеха Константин Трофимович Зайцев — ни в какую не хотел переводить меня и других ребят, тогда мы пошли на прием к директору комбината. Его на месте не оказалось, был главный инженер. Он спросил нас: «Горновыми пойдете?». Мы ответили, что пойдем. Так я оказался на задувке второй доменной печи. Задували ее ночью, и на этом событии присутствовало заводское начальство. Правда, все прошло скромнее, чем при задувке первой печи в июле 1960-го года.
Как известно, работа у горновых тяжелая, горячая и опасная. Бывает, что кокс с чугуном и со шлаком идет мимо желобов, и в один из таких моментов Анатолию Ильичу залило чугуном ноги. Он быстро успел сбросить одну чуню, но получил ожог второй ноги чуть выше пятки. Больничный лист тогда не взял – ходил по цеху, хромая. Узнав об этом, руководство перевело рабочего в газовщики, тем более что эту профес- сию Анатолий Онищенко ранее начал самостоятельно осваивать. А знание обязанностей горнового помогало ему в новом деле.
Газовщиком ветеран поработал несколько месяцев, затем стал подменять мастеров, когда кто-то из них уходил в отпуск. Потом Анатолия Ильича назначили мастером третьей бригады, а после – начальником смены. Следующая должность была еще более ответственной — заместитель начальника доменного цеха по производству. В его ведении находились шлаковые и чугунные ковши, их ремонты, глиномялка, шлакоперерабатывающий участок. Анатолий Онищенко организовывал работу всех этих участков. А вскоре директор комбината – тогда им был Олег Тищенко – предложил толковому специалисту должность замначальника доменного цеха по технологии. И сделать здесь опять же предстояло очень много.
-Я три года работал без отпусков и без выходных, а рабочий день длился по 16-18 часов. Приходил домой поздно вечером – дети уже спали, уходил рано утром – дети еще спали. Телефон всегда стоял на тумбочке рядом с кроватью, и звонили мне в любое время суток.
И так было до тех пор, пока мы не наладили производство и не научили всех правильно работать, — говорит Анатолий Ильич. – Это было начало 1970-х годов. Чтобы привести цех в нормальное состояние, при каждом капремонте мы проводили какую-то реконструкцию по каждой доменной печи. Практически мы построили новые доменные печи, более усовершенствованные, благодаря чему смогли облегчить условия труда работников. Переделали все узлы доменных печей, поставили новые бурмашины, гидравлические пушки. Подняли краны на три метра – они стали заходить на кольцевой воздухопровод доменной печи. Завезли более мощные 30-тонные краны, установили механизмы с вибрацией и острыми шипами для разбивания кладок. Многое, очень многое было сделано, и работа была напряженной. Зато, когда производство наладилось, мне дали путевку в санаторий и сказали: «Езжай, отдохни».
Главным технологом Анатолий Онищенко отработал около 16 лет. Подменял начальника цеха, главного доменщика. При участии Анатолия Ильича проходили задувки доменных печей №№3 и 4, капитальные ремонты всех четырех печей. За время своей многолетней работы на комбинате ветеран объехал почти все крупные металлургические производства Советского Союза, побывал в Новокузнецке, Магнитогорске, Череповце, Липецке, Туле, Нижнем Тагиле, Кривом Роге и других городах. В те времена активно работали всесоюзные школы доменщиков, где коллеги-производственники делились друг с другом опытом, наработками, новшествами, обсуждали текущие дела, совместно вырабатывали планы мероприятий. По итогам соцсоревнований доменный цех Карметкомбината в 1970-х годах долгое время занимал первое место среди всех доменных цехов СССР. Кроме того, на одном из всесоюзных совещаний представители Министерства черной металлургии признали, что нет дружней команды руководителей, чем на Карметкомбинате. А в течение нескольких лет в доменном цехе не было ни одного технологического расстройства, и во многом это заслуга Анатолия Онищенко, который отлично знал каждую печь.
Не раз опыт, знания, решительность ветерана, его умение быстро действовать и брать на себя ответственность спасали цех и комбинат. Так, однажды после рабочего дня Анатолий Ильич направлялся к проходной. Внезапно раздался грохот, кругом зашумело. Анатолий Онищенко бросился назад, залетел в диспетчерскую и с ходу принялся выяснять, что случилось. Оказалось, что из-за временного отключения электричества и остановки насосов прекратилось питание котлов на ТЭЦ, и, чтобы котлы не взорвались, стали сбрасывать давление. Эта ситуация могла привести к большой аварии на доменных печах, но опытный производственник успел вовремя их остановить, сообщив работникам цеха, как им нужно действовать прямо сейчас. Вскоре в доменный цех съехалось начальство комбината, у всех был один вопрос: «Как печи?» С удивлением руководители узнавали о том, что благодаря одному человеку, вернувшемуся в самый нужный момент, серьезной аварии удалось избежать.
Анатолий Ильич перевелся мастером печи по состоянию здоровья. В этой должности проработал еще 17 лет, и вышел на пенсию. Но и сейчас ветеран старается держать руку на пульсе, интересуется, как обстоят дела в доменном цехе, и на комбинате в целом. Анатолий Онищенко имеет звание Почетного металлурга СССР, за долгие годы работы был награжден орденом «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть» и «За доблестный труд», а также медалью ВДНХ за изобретение, благодаря которому улучшился производственный процесс в доменном цехе. Сейчас на комбинате трудится сын Анатолия Онищенко, а вот внук выбрал медицину и ежедневно помогает людям справляться с заболеваниями.
Кира Щербакова