Темиртау ждет помощи президента:
жители требуют сохранить трамваи

В городе металлургов написали петицию на имя Главы государства с требованием сохранить трамваи. С 18 января 2023 года вагоны прекратили курсировать по маршруту, а линии электро- передач начали демонтировать.

Жители города Темиртау выражают серьезную озабоченность по поводу будущего трамвайного парка. Ранее официальные лица заявили, что приостановка движения трамваев является временной мерой и продлится до завершения аудита и разработки проекта.

– В настоящее время проводится техническое обследование трамвайного парка. Оно включает в себя обследование всей инфраструктуры, подвижного состава, рельсового хозяйства и контактной сети. Также будут обследованы здания и сооружения депо. Далее будет принято решение о передаче данного объекта на баланс акимата города, – сообщили в ТОО «ТАА», дочернем предприятии «АрселорМиттал Темиртау».

Временно…

Обследование трамвайного парка проводит организация «Пром-экспо-Т». Ожидается, что работы будут завершены весной. Однако жители города убеждены, что ничто так не постоянно, как временное. 28 марта активисты опубликовали в Интернете петицию, адресованную президенту страны.

«Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич! Обращаются к вам жители города Темиртау Караган- динской области. Нашему городу необходимы трамваи, автобусов порой не дождаться, особенно вечером. Промышленный город Темиртау имеет очень загрязненную экологию. Выбросы с промышленных предприятий и выхлопные газы ежедневно загрязняют окружающую среду. И поэтому такой экологически чистый общественный транспорт, как трамвай, не должен прекратить свое существование в нашем городе. Большинство людей поддерживают этот вид транспорта и переживают за судьбу трамвайного парка. Горожане считают, что исчезновение вагонов с линии может стать началом конца. Знаем мы это временно…», пишут активисты.

Трамваи многие считают визитной карточкой Темиртау, да и автобусного маршрута, который бы дублировал его, в городе нет. Это создает большие сложности для жителей. С 1 февраля для работников компании, дочерних предприятий и ветеранов комбината руководство АО «АрселорМиттал Темиртау» выделило специальные автобусы. Изначально проезд в них был бесплатным только для выше перечисленного контингента, но после множества жалоб и обращений от горожан в социальных сетях голос народа был услышан, и с 17 февраля проехать в автобусе по маршруту трамвая №4 могли все желающие, причем совершенно бесплатно.

Забота об экологии

Трамвайный парк в Темиртау начал свою работу в далеком 1959 году и на протяжении многих лет предоставлял удобный способ транспортировки горожан, ведь он обслуживал четыре маршрута. Однако с 2005-го по 2013 годы число направлений постепенно сокращалось, и в конечном итоге остался только один маршрут №4, который также был приостановлен в этом году. Организаторы петиции отмечают, что трамвай имеет гораздо большую вместимость, чем автобус, и что увеличение числа автобусов на дорогах еще больше ухудшит и без того тяжелую экологическую обстановку.

«К тому же более 150 сотрудников останутся без работы и будут вынуждены трудоустраиваться не по профессии. А это возрастные работники и не факт, что смогут найти работу. На основании вышеизложенного мы, жители Темиртау, против закрытия трамвайного парка. Требуем взять трамвайный парк на баланс города и восстановить достопримечательность нашего города», – резюмируется в петиции.

Что же город? Акимат в этом вопросе имеет твердую позицию: не дать трампарку кануть в историю.

– Наше видение однозначно – трамвайный парк и этот вид транспорта в городе сохранить, – говорит аким Темиртау Ораз Таурбеков. – Каким образом – это уже второй момент. Но здесь есть несколько факторов. Первое – мы до сих пор не понимаем объем работ, нет проектного решения, за счет чего восстановить. Понятно, что сейчас экономика этого предприятия полностью подконтрольна нашему градообразующему предприятию. Мы по договоренности с ними примем в коммунальную собственность только после того, как нам дадут проектное решение по его реконструкции. Туда должна войти электрическая часть, железнодорожное полотно и обновление трамвайного парка. В зависимости от стоимости этого проекта будет выработано общее решение, какое участие в этом вопросе примет АМТ, а какое – город.

В настоящее время в Казахстане трамвайное сообщение сохраняется только в трех городах: Павлодаре, Усть-Каменогорске и Темиртау. В сентябре 2022 года на встрече с общественностью в Павлодаре Президент Касым-Жомарт Токаев поручил развивать трамвайную систему как экологически чистый вид транспорта и сохранять ее. В Павлодаре сейчас не только обновляют подвижной состав, но и строят планы на расширение и прокладку новых маршрутов. В то же время в Темиртау продолжают собирать подписи под петицией на сайте avaaz.org, которая уже собрала более 700 голосов. Горожане не теряют надежды, что их мнение будет услышано.

Сергей Баданин