Условия для подрядчиков становятся все хуже

У АО «АМТ» скопились большие долги перед подрядными организациями. Об этом, а также о многих других проблемах, с которыми сейчас сталкиваются подрядчики, рассказала председатель Темиртауского городского профсоюза работников предпринимательства и услуг Наталья Попова.

-Наталья Михайловна, как обстоят дела с выплатами подрядным организациям за выполненную на комбинате работу?

-Проблема с выплатами АО «АМТ» подрядчикам много лет возникала в декабре месяце – в конце каждого года задолженность составляла миллиарды тенге. Но два года назад нам эту проблему удалось разрешить, и на протяжении последних двух лет она уже не была такой острой. Да, имелись небольшие задержки, долги, но к началу каждого нового года ситуация была более или менее нормальной. Чего нельзя сказать про текущий год.

На этот раз проблем возникло слишком много, и ситуация аховая. Сегодня работодатели не могут заплатить налоги, они вынуждены брать кредиты на общих основаниях под немалые проценты, некоторым грозит закрытие счетов, а многие вообще сворачивают производство, потому что комбинат предлагает им снизить стоимость работ и уменьшить число работников на обслуживаемых объектах АО «АМТ». Многие предприятия уже имеют долги по заработной плате, зарплату за февраль получили далеко не все работники. От подрядчиков пачками поступают заявления на увольнение. Были отказы персонала от выполнения работы, и руководителям приходилось выезжать на производственные площадки и уговаривать людей потерпеть два-три дня. Что будет дальше, мы не знаем. Этот вопрос мне задают и руководители подрядных организаций, и я не могу на него ответить. Считаю, что в данную ситуацию должен вмешаться аким Карагандинской области, чтобы не допустить нарастания социальной напряженности в городе. Мы планируем вновь обращаться в министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, которое курирует деятельность АО «АМТ», а также переслать копии всех обращений, которые мы направляли в различные госорганы, в министерство, в Федерацию профсоюзов Казахстана и Казахстанский отраслевой горно-металлургический профессиональный союз «QAZAQMETAL KASIPODAGI».

-Можете назвать сумму задолженности комбината перед подрядными организациями?

-На 31 марта сумма дебиторской задолженности перед подрядными организациями составила 1 091 446 144,28 тенге по 22 предприятиям. Когда подрядчикам выплатят долги – неизвестно. Если раньше на АО «АМТ» составляли хоть и условные, но графики погашения задолженностей, то сейчас нет вообще никакой информации, и нам очень бы хотелось получить ее от компании, а не теряться в догадках. Единственное, что знают представители акимата, госорганов, руководители подрядных организаций и простые работники так это то, что на комбинате сложная экономическая ситуация. По каким причинам она сложилась, когда закончится – опять же непонятно. Сложная экономическая ситуация была на комбинате и раньше, но это не отменяет обязательств заказчика перед подрядчиками. Просто сегодня каждый подрядчик знает: если он пойдет в суд, то потеряет работу и обанкротиться, потому что комбинат больше не будет заключать с ним контракты. То же самое возникнет при обращении в любую инстанцию. А деятельность основной части малого и среднего бизнеса в Темиртау связана с комбинатом, хотя в последнее время на АО «АМТ» много подрядок не из нашего города. И если раньше у нас подписывались меморандумы, которыми мы закрепляли темиртауских подрядчиков за объектами комбината хотя бы для проведения текущих ремонтов, то теперь эта сфера никак не регулируется. Учитывая, что отношение комбината к подрядчикам становится только хуже, в этом году я снова инициировала подписание меморандума. Мы составили его проект и направили письмом в акимат города для последующего рассмотрения на трехсторонней комиссии. В проект мы заложили и некоторые блага, которые комбинат мог бы создать для горожан, как это было ранее со строительством соцобъектов. Но в администрации АО «АМТ» при передаче и обсуждении проекта меморандума сказали, что, скорее всего, закрепления подрядчиков за объектами не будет, а это самый важный пункт, которым мы могли бы поддержать наши фирмы и наших работников, хотя бы на текущих ремонтах. Так что картина получается нерадостная, но вопрос о рассмотрении и заключении меморандума мы будем держать на постоянном контроле.

-Какие изменения были введены в отношении подрядчиков за последнее время?

-В 2021-м году на комбинате были введены штрафные санкции. Наш профсоюз не раз поднимал этот вопрос: мы писали обращения техническому директору АО «АМТ», в городские и областные инстанции, проводили совещания. Тем не менее, штрафы так и остались, притом, штрафуют не работника подрядной организации, который непосредственно нарушил, а подрядную организацию. Получается, что даже административные наказания применяют к работодателю вместо того, чтобы закрыть пропуск на комбинат нарушителю, который, не заплатив ни копейки из собственного кармана, и дальше будет нарушать.

-Разве это законно – штрафовать работодателя за работника?

-Ни в одном законе такого нет, как нет и запрета поступать подобным образом, но зато есть приказ администрации АО «АМТ». Там говорится, что штрафы пойдут на развитие цехов. Получается, что заказчик заинтересован в штрафах, и речь может идти уже о лоббировании определенных интересов.

-За что предусмотрены штрафы, и каковы их суммы?

-За пребывание на территории предприятия с признаками нетрезвого состояния – 60 МРП (размер одного МРП в 2023-м году равен 3 450 тенге – ред.), за пронос на территорию предприятия спиртных напитков – 60 МРП, то же самое за их распитие, за совершение попытки хищения – 60 МРП, за отсутствие личного временного пропуска установленного образца – 20 МРП и многое другое. И все эти штрафы налагаются на предприятие-подрядчика. То есть употребил работник алкоголь, на проходной комбината это не заметили, пропустили нетрезвого человека – работодатель будет платить. Наказание есть и «за отсутствие красного скорпиона среди сотрудников подрядной организации на объекте капитального ремонта, главного технологического оборудования, кровли, зданий, сооружений, где присутствие красного скорпиона определено проектом производства работ»: за первое нарушение — остановка работ, за второе – штраф 150 МРП. А кто такой «красный скорпион»? Такой профессии нет, это название одной из служб комбината – «Красные скорпионы». Однако АО «АМТ» заставляет подрядные организации принять людей непонятно по какой профессии, не закладывая при этом суммы на оплату их услуг.

-Кто выявляет все эти нарушения?

-Из текста контрактов следует, что служба «Красные скорпионы». А, как известно, они заинтересованы в выявлении как можно большего количества нарушений.

-Есть штрафы, не связанные с поведением отдельных работников?

-В этом году были разработаны новые контракты для подрядчиков с большим количеством различных требований, которыми опять же введены штрафные санкции. Так, если подрядчик не обеспечил количество людей на объекте, значит, он не выполнил условия контракта и ему грозит штраф в размере 25% от стоимости заказа. Допустим, подрядная организация вывела 28 человек вместо 30-ти, и ей нужно будет заплатить штраф размером в миллион тенге или больше, потому что все представляют, какие могут быть суммы по контрактам. Я даже не знаю, как это комментировать. Все работники – живые люди, кто-то из них может внезапно заболеть, споткнуться по дороге на работу и травмироваться, попасть в больницу, а с работодателя за это снимут четверть оплаты выполненных работ? По этому поводу 14 марта мы написали уже второе письмо генеральному директору АО «АМТ» Владимиру Яблонскому. Ответа, к сожалению, пока нет.

-И подрядчики соглашаются на такие условия?

-Контракты часто заключаются не вовремя – задним числом, не подписать подрядчик не может, потому что работы уже начаты, и нужно получить оплату. И, как я уже говорила, основная деятельность многих организаций в Темиртау связана с АМТ. Получается, что подрядчики сами себе «подписывают приговор», иначе это не назовешь. Порадовало, что недавно вышел приказ по фейс-контролю работников подрядных организаций на проходных, где пунктом 4 определено: «Службе снабжения обеспечить наличие у подрядчика подписанного заказа на выполнение работы не менее, чем за два дня до начала срока действия заказа». Два дня – это, конечно, мало, но, может, все-таки будут придерживаться данного пункта. Кроме того, сейчас практикуются краткосрочные контракты сроком на три месяца. Ранее мы от этого уходили – минимальный срок составлял не менее полугода. В этом случае работникам обеспечивалась хоть какая-то стабильность. С подписанием трехмесячного контракта ее становится намного меньше, так как удержать персонал очень трудно.

-А для заказчиков какие условия предусмотрены контрактами?

-Например, «заказчик принимает и оплачивает работу в сроки и в порядке, предусмотренном настоящим контрактом» — но обязательства не соблюдаются. «Заказчик может отказаться от исполнения контракта в любое время до сдачи его результатов работы, уплатив подрядчику стоимость фактически выполненных работ, принятых заказчиком на дату расторжения контракта». То есть в любой момент заказчик может отказаться от подрядчика, и куда ему в таком случае девать людей? Что он должен с ними сделать: отправить в отпуск без содержания? Уволить? То есть подрядчик опять же не защищен.

-Скопились огромные задолженности, а как оценивается труд подрядчиков руководством комбината? Сколько организациям готовы платить?

-В этом году мы направили три письма в адрес АО «АМТ», и один из наболевших вопросов, о котором мы написали – стоимость работ. Я сделала запросы по предприятиям, провела анализ и судя по полученной информации на текущем ремонте, где обычно задействовано немного людей, стоимость некоторых видов работ не поднималась с 2017-го года. В 2017-м году минимальная стоимость составляла 110 тысяч тенге на человека в месяц. Понятно, что сейчас, с учетом инфляции, имевшей место за последние пять лет, это очень мало. Неудивительно, что работа на текущем ремонте не является для подрядных организаций рентабельной, и зачастую они выполняют ее только по просьбе АО «АМТ». У этих организаций есть инвестиционные проекты, или ремонтные работы, по исполнению которых они зарабатывают гораздо больше. И, получается, что эта работа окупает работу по проведению текущих ремонтов на территории АО «АМТ», а такого в принципе быть не должно. Каждый труд должен оцениваться адекватно. То есть получается следующая ситуация: подрядные организации вынуждены покрывать затраты на своих работников, задействованных на ремонтах в цехах АО «АМТ», из средств, которые они заработали на других проектах, ведь 110 тысяч – это даже не размер зарплаты одного работника, а стоимость работы. То есть с этой суммы работодатель должен обеспечить работника спецодеждой, молоком (кому оно положено), оплатить его обучение в ОРОП, провести аттестацию рабочего места, купить инструменты, заплатить налоги и так далее. Многие затраты, которые раньше оплачивал комбинат, сегодня ложатся на плечи работодателя, и за вычетом всех расходов остается примерно 60% стоимости работ, а это мизер, за который с учетом сегодняшних цен в магазинах никто не станет работать. Поэтому работодателям и приходится «добавлять сверху». Конечно, есть виды работ с более высокой стоимостью, но и этих сумм чаще всего недостаточно.

-Разве нет утвержденного списка стоимости разных видов работ, которого предприятия должны придерживаться?

-Правительством были разработаны такие расценки по каждому виду работ, но проблема в том, что эти документы носят рекомендательный характер. И сейчас настал момент, когда все нужно пересматривать, поэтому мы намерены обращаться в правительство и поднимать данный вопрос. Ранее по нашим обращениям стоимость работ индексировалась администрацией АО «АМТ». Когда-то это делалось, но уже давно сошло на нет.

-Получается, что, соглашаясь работать с комбинатом, подрядчики обрекают себя на множество проблем?

-Есть вполне успешные подрядные организации, но успешны они потому, что у них люди работают без трудовых договоров, они не платят налоги, потому что рассчитываются с работниками наличкой в конце каждой смены, а значит, у них нет проблем, связанных с несвоевременной уплатой налогов, как у многих законопослушных работодателей, которым просто нечем платить. Считаю, что комбинату пора избавиться от компаний, где люди не трудоустроены в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан. И если с ними продолжают сотрудничать, то это большой минус, который сказывается на качестве выполняемых работ и на ответственности за производство. Говорить, что подрядчики обогащаются на работе с АО «АМТ» сегодня нельзя. Есть предприятия, у которых нулевая прибыль от контрактов с комбинатом, в основном это подрядки, задействованные на вспомогательных работах. Руководители пока держат фирмы только для того, чтобы сохранить работников. Малый бизнес в Темиртау не развивается из-за вышеописанного отношения к нему заказчика — комбината. Это очень печально, но мы намерены приложить все усилия, чтобы изменить ситуацию к лучшему. Предприятие АО «АМТ» демонстрирует хорошую социальную ответственность к своему персоналу, при этом ухудшая, занижая экономическую составляющую в отношении подрядчиков нашего города.

Назрела большая необходимость в изменении подхода со стороны заказчика к подрядным организациям при подборе персонала для работы в цехах и на объектах градообразующего предприятия.

Кира Щербакова