Из кондитеров – в бункеровщики

Рамзия Зайцева решила связать свою жизнь с созданием сладостей. Осознанно выбрала профессию, посвятила ей много лет. Но обстоятельства сложились так, что женщине пришлось устроиться бункеровщиком в доменный цех, начав все с нуля. С этим испытанием Рамзия Газимзяновна достойно справилась, и теперь ее стаж работы на производстве превышает два десятилетия. О том, как удалось преодолеть все трудности, влиться в новый коллектив, совмещать непростой труд с семейными обязанностями, наша героиня рассказала в преддверии весеннего женского праздника – 8 марта.

-Рамзия Газимзяновна, как началась ваша трудовая деятельность?

-В 1985-м году я окончила училище № 202. Это был первый набор на кондитеров, и так как эта профессия мне всегда нравилась, я решила поступить. Отучилась, и после 15 лет проработала на комбинате питания, в столовой № 7 при ЛПЦ-1. Пекла булочки, пряники, коржики, делала пирожные и торты. Но потом над комбинатом питания нависла угроза закрытия, начались проблемы с выплатой зарплаты. Ситуация была очень шаткой, и работницы стали потихоньку искать себе другие места. Я уходить не хотела, держалась до последнего. В один «прекрасный» момент, после того как я отработала ночную смену, пришла моя бригадир и сказала, что она слышала, будто бы я нашла другую работу и собираюсь увольняться. Я сняла с себя фартук, сказала: «Мне пора», и ушла совсем. Я и раньше готовилась перейти на другую работу, но никак не решалась. Такой я человек — не привыкла бегать с места на место. Если освоила профессию, то основательно делаю свое дело. Но обстоятельства сложились именно так, поэтому выбора не было.

-А как вы устроились в доменный цех?

-В день своего ухода с комбината питания я возвращалась через доменный цех. Зашла туда и спросила, есть ли у них работа? Мне сказали, что есть – бункеровщиком на конвейерах. Так, за два дня я перевелась в доменный цех. Это было в 2000-м году, так что бункеровщиком я работаю уже 23 года.

-Насколько сложно было осваивать совсем другую профессию?

-Как сказала моя сестра: «Ты легких путей не ищешь». По жизни я не боюсь трудностей, поэтому решение перейти в доменный цех было для меня несложным. Правда, мастер еще при приеме предупредил, что работа тяжелая. Я ответила: «Не тяжелее, чем в комбинате питания». Ведь это только на первый взгляд кажется, что у кондитеров «сладкая жизнь», а на самом деле они все всю смену на ногах, и труд у них такой, что не каждый человек выдержит. В общем, бункеровщиком я устроилась, особо не раздумывая. В то время коллектив цеха обновлялся: немолодые работники с большим стажем, уходя на пенсию, устраивали вместо себя детей – была раньше на комбинате такая практика. Поэтому все, с кем я начинала работать, оказались практически моими ровесниками – их возраст колебался от 30 до 35-ти лет. Коллектив был очень дружный, поэтому я быстро освоилась, всему научилась и, несмотря на непростые условия труда, особых сложностей не испытала. В нашей пятой бригаде отработала 12 лет, но потом она начала распадаться, и ее решили убрать. В это время запустили доменную печь № 2, и я попросилась в первую бригаду, куда меня приняли. В очередной раз повезло с коллективом: у нас хороший бригадир, дружные работники. Снова меня всему научили, все показали. Конечно, были свои трудности, недопонимания, но со временем они исчезли. Сейчас у нас все хорошо.

-В чем заключается ваша работа?

-Мы загружаем доменную печь. Бункеры должны быть наполнены всем необходимым для работы печи сырьем. А мы, бункеровщики, следим за тем, чтобы материалы не заканчивались, взаимодействуем с операторами. Непосредственно с ними связываемся, говорим, какие материалы заканчиваются. Смотрим за оборудованием, чтобы оно всегда было в порядке, вовремя подаем замечания. Работа, конечно, пыльная, но мы, девчонки, не унываем. И, я заметила, что у моей первой и второй работ много общего. В столовой я производила выпечку — в доменном цехе помогаю производить чугун. Там я загружала в печь изделия из муки — здесь мы загружаем в печь материалы. В столовой я все время была на ногах, и по доменному цеху приходится много ходить. Работа постоянно в движении. Конечно, хотелось бы, чтобы у нас уменьшилась запыленность. Работать в таких условиях до 61-го года сложно, ведь возраст берет свое. Когда я устраивалась в доменный цех, бункеровщики уходили на пенсию в 45 лет, но потом первый и второй списки отменили. Хотелось бы, чтобы эти необходимые многим работникам комбината льготы наконец-то вернули.

-Вы хотели бы снова работать кондитером?

-Нет, потому что, еще раз повторюсь, это тяжелый труд. Но, как говорится, никогда не говори никогда. В жизни все может быть, и ничего нельзя исключать.

-В вашей семье кто-то еще работает на комбинате?

-Жизнь моих родителей также была связана с комбинатом. Папа долгое время работал в конвертерном цехе каменщиком. Он выкладывал ковши, был бригадиром. Дома много рассказывал о своей тяжелой работе. Как ни странно, в коллективе было много женщин – по словам папы, до того сильных и стойких, что с ними никогда не бывало страшно. Мама трудилась резчицей в копровом цехе. Отделение, где резали металл, находилось за пределами комбината, и я не раз туда приезжала. Горы разных железок поражали своими размерами. До сих пор они стоят у меня перед глазами. Сестра работала в центральной заводской лаборатории, а ее муж – в листопрокатном цехе. Брат окончил училище на крановщика, поработал немного на комбинате, но потом уехал из Темиртау. Мой муж много лет работает водителем в подрядной организации. У нас две дочери, они уже взрослые и самостоятельные. Старшей 33 года, она окончила университет на учителя-переводчика английского языка и сейчас работает преподавателем лицея в Томске. В настоящее время дочь находится в декретном отпуске: в прошлом году у нас родился внук, в феврале ему исполнился годик. Младшей дочери 27 лет, она мама шестилетней дочки, нашей внучки. Дочерям повезло с мужьями, их семьи благополучны, чему мы, как родители, очень рады. Мой муж тоже хороший человек. Поженились мы в 1988-м году, и в этом году отмечаем 35-летний юбилей совместной жизни. Мы проживали взлеты и падения, шли вперед и не отчаивались. Вместе преодолели все невзгоды.

-Как вы познакомились с мужем?

-Обстоятельства можно назвать трагикомическими. Мы с подружками поехали отдыхать в зону отдыха, и, когда на следующий день готовились отплывать назад в город, катер сломался. Прибыл платный катер, но у нас не было денег. Стояли мы на причале и думали, как быть. Тут ребята из кают компании спросили: «Девчата, почему не заходите?». Мы признались, что нет денег, нам ответили: «Заходите, мы все устроим». У них был друг – капитан, и они нам помогли. Так я познакомилась с Сергеем, свои мужем. Он теперь часто смеется над этой ситуацией и говорит: «А ты не забыла, откуда я тебя забрал? Пришлось бы тебе вплавь добираться». Ну что ж, хорошо, что забрал. Не было бы счастья, да несчастье помогло.

-Как вы обычно проводите свободное время?

-Я люблю свою семью, и стараюсь проводить с ней как можно больше времени. К большому сожалению, моих мамы и папы уже нет с нами, но раньше все праздники мы отмечали вместе. Летом мы работаем на участке, который лет десять назад приобрели благодаря мужу, можно сказать, играючи. Решили, что муж будет строить, а я займусь огородом. Я высаживаю помидоры, огурцы, цветы, и для меня это самая настоящая благодать. Муж достраивает баню и гараж. На участок приезжают друзья супруга, и наши дети вместе с семьями. А в период пандемии участок спасал нас от карантинных ограничений. Также мы ездим в Россию к родственникам, когда есть такая возможность. Так что свободное время провожу всегда продуктивно.

-А для своей семьи что-нибудь печете? Может, у вас есть какой-нибудь фирменный рецепт?

-В последнее время не пеку. Я несколько лет ухаживала за папой, и у меня не было такой возможности. И сейчас времени маловато, когда прихожу с работы, больше хочется отдыхать, чем возиться на кухне. На праздники, конечно, стараюсь порадовать родных, организовать хорошее застолье. А вот моя младшая дочь делает такие замечательные торты, что даже меня перещеголяла. Так что не зря я проводила время за выпечкой. Когда ты понимаешь, что твои таланты передались детям, это очень приятно.

Кира Щербакова