В РМЦ ГПМ работают отец и сын Хавровы, которых многие знают на комбинате. И хотя в Темиртау немало семей, где на АО «АМТ» трудятся родители и их уже взрослые дети, уникальность Хавровых том, что сын и отец ремонтируют краны в одном коллективе, начинали с одинаковой должности и оба любят свою непростую работу, о которой рассказали читателям газеты «Магнитка плюс».
Олег Иванович Хавров, бригадир слесарей ГПМ:
- Окончив восемь классов школы, я поступил в ГПТУ №138 на слесаря-ремонтника. В 1983-м году пришел по направлению с училища на практику в ЦРМО-2, а, когда закончил обучению, устроился в этот цех, так как все здесь уже знал. Начинал работать слесарем-ремонтником грузоподъемных механизмов, ремонтировал краны по всему комбинату, но, в основном, в конвертерном цехе. Краны там самые сложные, так что для меня это была хорошая практика.
Работу на комбинате я выбрал не случайно: мой отец долгое время трудился в ШПУ экскаваторщиком. Это он уговорил меня пойти на комбинат, и был абсолютно прав. Отец уже давно на пенсии, а, когда у меня подрос сын, я предложил ему поработать со мной. Сын согласился. Я обучил Никиту всему, что знал сам. Образование позволило ему пойти выше, и со временем он стал мастером по ГПМ.
Работая в ЦРМО-2, я пережил самые сложные для нашей страны времена. Мы узнали, что такое чековые книжки, купоны, свичинки, ваучеры, 5 тысяч на двоих – это когда двум работникам выдавали зарплату купюрой 5 тысяч, и они должны были обменять ее на купюры меньшего достоинства, или найти какой-то другой выход из положения. Но, несмотря на все трудности, я почти всю свою сознательную жизнь проработал в одном цехе, продолжаю здесь работать и, скорее всего, задержусь на несколько лет после достижения пенсионного возраста. Мне хотелось бы поработать и вместе с моим внуком. Сейчас ему десять лет, так что, возможно, мое желание исполнится. Тогда у нас будет официально признанная семейная династия Хавровых. Дедушкой я стал уже дважды: у меня есть не только внук, но и внучка – летом ей исполнится восемь лет.
Никита Олегович Хавров, мастер участка оперативных ремонтов:
- Я пришел в ЦРМО-2 слесарем-ремонтником ГПМ, и через несколько лет, в 2015-м году перешел в мастера. О том, что буду работать на комбинате, раньше и не думал. Окончил ТПТК по специальности «ТОРА – техническое обслуживание и ремонт автомобилей». С детства мечтал ремонтировать машины, хотел двигаться в этом направлении. Но так как дома я часто слышал от отца рассказы о кранах, и потом он предложил мне поработать вместе с ним, то решил попробовать. Работа мне сразу понравилась. Она сложная, опасная, но в то же время очень интересная, и, что важно, дает возможность для саморазвития: если чего-то не знаешь – узнавай, учись, набирайся опыта, а другие работники всегда подскажут, помогут, если нужно. Многими знаниями со мной поделился отец, да и сам я стремился стать профессионалом в своем деле. Так же, как отец, я ремонтировал краны по всему комбинату, прошел все прокатные цехи, но сложнее грузоподъемного оборудования, чем в конвертерном цехе, нигде больше не встречал. У этих кранов самая большая на всем нашем предприятии грузоподъемность – 400 тонн, и тот, кто умеет справляться с такими гигантами, сможет привести в порядок любой кран.
Так как работы производятся на высоте, мы тщательно соблюдаем все правила техники безопасности. Коллектив нашей бригады очень слаженный, состоящий, в основном, из работников с большим опытом. Нас обычно отправляют на самые сложные ремонты, так как знают, что мы с ними справимся, хорошо выполним свои обязанности. Так же, как и раньше, я работаю в одной бригаде с отцом. Мой стаж на сегодня составляет 15 лет.
Отрадно, что коллектив обновляется молодыми слесарями-ремонтниками. Недавно в РМЦ ГПМ (объединенные РМЦ и бывший ЦРМО-2 – ред.) приняли 75 человек. Сейчас мы занимаемся их обучением, так как далеко не у всех ребят есть базовое образование, связанное с ремонтом кранов. Большинство из вновь принятых учились на обычных механиков, из-за этого приходится многому обучать новичков, все показывать, рассказывать, так что ответственности заметно прибавилось. Конечно, новые работники посещают занятия в ОРОП, но теория – это одно, а практику ничем не заменишь. Кроме того, многие ребята – совсем молодые, в возрасте 20-22 года. Помогая им осваивать профессию, мы делаем большой акцент на технике безопасности – это наш приоритет. Учим быть ответственными за себя и своих коллег, знать и учитывать все риски. Было бы хорошо, если бы, как раньше, в городе работали училища, которые бы выпускали кадры с уже необходимыми для работы базовыми знаниями и навыками. И еще было бы хорошо, если бы молодежь обучали такие же хорошие, сильные преподаватели, какие были во время учебы моего отца. Тогда было бы легче и самим ребятам, пожелавших получить востребованную сейчас профессию слесаря-ремонтника грузоподъемных механизмов, и нам, уже опытным работникам. Но, несмотря на все трудности, поделиться знаниями мы всегда рады, ведь комбинат должен развиваться и работать дальше, так что будем стараться.
Кира Щербакова