Шлифовщик – одна из самых редких профессий на АО «АМТ». Уже много лет шлифовщиком в РМЦ ГПМ (бывший ЦРМО-2) трудится ветеран комбината Ирина Акимова. О своей непростой работе она рассказала в интервью газете «Магнитка плюс».
-Ирина Викторовна, как начиналась ваша трудовая деятельность на комбинате?
-В 1992-м году я окончила профессиональное училище по профессии «Вязальщица». Чулочно-носочная фабрика при комбинате к тому времени еще не открылась, хотя меня туда приняли заранее, когда я училась, можно сказать, автоматом. В такое тяжелое время нужно было где-то зарабатывать, и подруга предложила пойти в охрану комбината. Я сомневалась, возьмут ли нас туда, потому что мы тогда были совсем молодыми, 18-летними девчонками. Подруга ответила: «Пойдем, попробуем, может, и примут». Мы приехали в охрану вечером, стали проситься, чтобы нас взяли. В итоге охранники сказали: «Ладно, пишите заявления!». Так я устроилась в военизированную охрану комбината. Проработала недолго, потому что с чулочно-носочной фабрики на работу пришла «повестка». В ней говорилось, что, если я не приду на чулочку в определенный срок, меня уволят по статье. Так как чулочно-носочная фабрика относилась к комбинату, я ничего не теряла. Написала заявление, и перевелась работать по своей специальности. Проработала семь лет, пережила самые тяжелые времена. В эти годы была очень непростая ситуация с поставками сырья, мы подолгу находились в отпусках без содержания – однажды простой длился семь месяцев. Снова встал вопрос, где работать. В городе с работой было очень тяжело, нормально трудоустроиться можно было только на комбинате. А так как у меня не было никакой профессии, связанной с производством, оставалось идти учеником. 7 марта 1999-го года я пришла учеником токаря в ЦРМО-2. После того, как отучилась и отработала ровно год – в то время учили прямо в цехе, кроме того, я посещала занятия в отделе подготовки кадров – меня перевели учеником шлифовщика. Теперь у меня самый высокий разряд и как у шлифовщика, и как у токаря. Я шлифовщик-многостаночник, у меня четыре станка, а в скором времени должен появиться пятый. В 2022-м году исполнилось 30 лет, как я работаю на комбинате, из них 20 лет – шлифовщиком.
-Расскажите о своей работе…
-Я работаю на непрерывное производство, обрабатываю машины непрерывного литья заготовки. Шлифую медные кристаллизаторы, которые улучшают качество литья, ролики, необходимые для кристаллизаторов, электроды для ЛПЦ-2, технологические ножи для ЛПЦ-3 и ЦП и КОР. Обрабатываю много цветных металлов и их сплавов: медь, бронзу, никель и другие. Работы очень много, поэтому я всегда при деле. Условия труда, конечно, непростые: шум, вибрация, пыль, холод зимой, не очень хорошее освещение в цехе. Но к своей работе привыкла, все же, столько лет на одном месте. У нас хоть и маленький, но очень дружный коллектив, состоящий, в основном, из людей с большим стажем. Мы всегда помогаем друг другу, поддерживаем. Одно время я замещала бригадира – освоила и эту специальность, а также ответственного за перемещение грузов кранами, работала разметчиком. А 10 января меня назначили техническим инспектором, так что буду помогать своим коллегам.
-Вам приходилось быть наставником?
-Да, я обучила двух человек на шлифовщиков, правда, они не стали у нас работать. Один, мой сменщик, впоследствии уехал в Россию, а второй был аутстаффером, и на тот момент, семь-восемь лет назад его не перевели в штат комбината. Сейчас с кадрами у нас проблема. Люди устраиваются, но новых работников мало, не столько, сколько хотелось бы. В 2022-м году к нам пришли молодые ребята, правда, только в одну смену. Конечно, было бы хорошо, если бы у меня появился напарник, которому я смогла бы передать свой опыт, тем более что скоро нам поставят еще один станок. Может, в ближайшем будущем что-то изменится, ведь шлифовщик на комбинате – редкая профессия. Ее представители есть в мехцехе, ЦРМО-3, ЦРМО-1 и в нашем цехе. В листопрокатном цехе есть слесари-шлифовщики, а чисто шлифовщиков можно пересчитать по пальцам.
-Кто-то из ваших родственников работает на комбинате?
-Работали сестра и ее муж, но в свое время они ушли по СДУ. Сын живет в России, ездит в командировки по всей стране, работает начальником сварочного участка. Мы с мужем приезжаем к сыну в гости, навещаем внука.
-Как предпочитаете проводить свободное время?
-Свободного времени у меня немного, потому что на работе большая нагрузка. Как только летом выпадают выходные, вместе с мужем еду на рыбалку. Я рыбачка, ловить рыбу очень люблю. Еще мы много лет ездим по грибным местам, в казахстанские леса. Как только у нас выпадает отпуск, сразу едем отдыхать, стараемся не сидеть дома. Так что свободное время проводим с пользой, чего и всем желаю.
Кира Щербакова