В этом году 40-летний юбилей отмечает один из самых крупных, и самых «молодых» цехов комбината – ЛПЦ-3. Его официальный запуск состоялся 16 декабря 1982-го года – именно в этот день государственная комиссия приняла новое подразделение. За четыре десятилетия непрерывной работы цех прокатал тысячи километров жести, выпустил миллионы тонн продукции. О том, каким был ЛПЦ-3 раньше, и какой он сейчас, рассказали его работники, каждый день и каждую смену вносящие свой вклад в обеспечение потребителей качественным металлом.
Виктор Соловьев, старший вальцовщик шестиклетьевого стана:
-В ЛПЦ-3 я работаю с 1979-го года, уже более 40 лет. Когда пришел сюда после окончания ГПТУ, здесь был котлован – цех только строился. Людей уже набирали в штат, но работать нас направляли по всему комбинату, где нужна была помощь, по разным специальностям. Вскоре меня призвали в армию, а когда я вернулся в 1982-м году, цех вовсю действовал и выдавал продукцию. Так я стал работать вальцовщиком. Сейчас у меня седьмой разряд, самый высокий по этой специальности.
Наш шестиклетьевой стан предназначен для прокатки тонких профилей. Изначально толщина проката составляла 0,20-0,22 миллиметра. В советское время белую жесть мы отправляли на Дальний Восток для консервной промышленности, также ее покупали молочные комбинаты. Так что наша продукция возвращалась к нам в виде банок с рыбными консервами. А еще из нашей жести раньше делали крышки для консервирования – закатывания стеклянных банок. Их выпускал цех товаров народного потребления: до того, как его отделили, он был частью ЛПЦ-3.
После проведения реконструкции мы производим прокат толщиной от 0,17 миллиметров, то есть жесть стала на несколько порядков тоньше. Как и раньше, она предназначена для консервной промышленности, и, в основном, идет на экспорт. Кто именно ее покупает – мы не вникаем, наше дело – производить продукцию. Металл мы катаем в одном режиме, и уже после прохождения по цеху, в зависимости от назначения меняются его характеристики, такие как шероховатость, класс покрытия и другие. Также наш цех выпускает более толстый прокат – от 0, 37 до 0, 60 миллиметров. Толщина зависит от поступающих на комбинат заказов, а мы производим то, что нужно покупателям.
В мои непосредственные обязанности входит обеспечение выполнения технологического процесса в прокатном отделении, отслеживание процесса, постоянный контроль за параметрами при помощи мониторов. Они показывают толщину входную, натяжение, давление по всем клетям, профиль полосы, вес рулона при наматывании и многое другое. Если что-то идет не так, я осуществляю оперативное вмешательство для выравнивания процесса, чтобы не создавать аварийную ситуацию. За то время, что я работаю в ЛПЦ-3, в цехе прошло две реконструкции, и стало очень много электроники, что существенно облегчило работу. Конечно, без ручного труда у нас не обходится. Какой бы современной ни была электроника и автоматика, время от времени необходимо оперативное вмешательство специалистов. Так что люди для нашего производства очень важны. Шестиклетьевой стан работает в непрерывном режиме при наличии подката, выдает от 1,5 тысяч проката в сутки. Чем тоньше жесть, тем больше нужно времени для ее изготовления, так что работы у вальцовщиков всегда хватает.
Валерий Сорочан, старший термист колпаковых печей прокатно-термического отделения:
-На днях исполнилось 40 лет с тех пор, как я впервые пришел в цех. В 1982-м году я устроился на агрегат электролитической очистки, работал оператором, аппаратчиком. Потом — слесарем на запуске агрегатов непрерывного отжига. На колпаковые печи перевелся в 1996-м году, и до сих пор тружусь здесь.
После того как стан прокатывает металл, после того как жесть очищается на агрегатах очистки, мы прямо в рулонах ставим ее в печи и отжигаем. Дело в том, что после проката металл очень упругий, а потребителю нужен металл пластичный, и, в то же время, прочный. Это достигается как раз посредством отжига. Кроме того, чтобы металл не потерял свои свойства, его нужно правильно охладить, и этим тоже занимается наше отделение.
За те годы, что я работаю на колпаковых печах, производственный процесс заметно усовершенствовался. Нам установили компьютеры, завели специальную систему, в которую заложены все программы по ведению отжига и охлаждению металла в печи. Это очень удобно. Если в прошлом веке у нас были ручные самописцы, и мы должны были каждый час-полчаса подходить к ним и выставлять температуру, то сейчас это делает компьютер. А мы следим за отжигом. И хотя техника существенно облегчила наш труд, без присутствия человека все равно не обойтись, ведь и компьютер, и оборудование, кроме разве что самой печи, иногда дают сбои, поэтому за ними нужно постоянно следить. В этом заключается основная задача – как моя, так и всех работников термического отделения.
Сергей Иванцов, старший термист на агрегате непрерывного отжига, бригадир:
-В ЛПЦ-3 я устроился в августе 1989-го года после службы в армии. За время работы в цехе прошел все посты: первый, второй, третий, тепловой щит, и уже лет 17 являюсь старшим термистом. Если вкратце объяснить, для чего нужен наш агрегат, то получается вот что: после того, как шестиклетьевой стан прокатывает металл, он очищается на агрегатах очистки и помещается в колпаковые печи. Но процесс это долгий: проходит примерно 5-6 суток, пока металл выйдет на дрессировочный стан. Это первая линия, но есть и вторая, непосредственно связанная с агрегатом непрерывного отжига (АНО) – из него металл выходит уже через час-полтора. Сейчас мы выдаем по 7-8 тонн в час. То есть, АНО существенно сокращает время производства продукции, поэтому без нашего участка цеху не обойтись.
В камере нагрева агрегата используется коксодоменный газ, в камере вытяжки установлены электрические спирали. На нагреве и вытяжке температура – 550-700 градусов. Металл выходит красный, и постепенно охлаждается.
Я руковожу бригадой, состоящей из семи человек. В ней три термиста, включая меня, один аппаратчик, и три человека работают на постах управления. Мы контролируем давление газа, температуру по зонам и другие важные параметры. Работа, конечно, ответственная, но она мне нравится. Уже больше 30-лет я тружусь в этом цехе.
До недавнего времени у нашей семьи была официально признанная трудовая династия, главой которой являлся мой старший брат – Иванцов Олег Викторович. Он был последним генеральным директором Кармета. Последние несколько лет до выхода на заслуженный отдых брат работал начальником ЛПЦ-3, потом был уволен по СДУ. Мои племянники – Оксана и Богдан – работали в управлении комбината до переезда в Москву. Сейчас из всей династии на комбинате остались я и моя жена: она главный специалист в ЦЗЛ.
Юрий Кибин, мастер агрегатов подготовки полосы лудильного отделения:
-Наше отделение состоит из трех агрегатов подготовки полосы и двух агрегатов лужения. В отделении сейчас работает 110 человек, и мы непосредственно производим белую консервную жесть. Металл приходит к нам после отжига и дрессировки, и перерабатывается на агрегатах подготовки полосы, готовится к последующему покрытию. После металл поступает в линии агрегата лужения и покрывается белым пищевым оловом. И везде, где есть перерабатывающие пищевые предприятия, наша продукция пользуется спросом.
За то время, что я работаю в цехе – а пришел я сюда в 1997-м году, в нашем отделении произошли положительные изменения: так, была установлена изгиборастяжная машина, которая улучшает планшетность металла и позволяет ЛПЦ-3 конкурировать с более современными производствами. 40 лет для цеха – очень большой срок, но, тем не менее, наша продукция всегда высокого качества, она конкурентоспособна и востребована во многих странах мира.
Александр Матков, энергетик ЛПЦ-3:
-После окончания Карагандинского индустриального университета (бывший Завод-ВТУЗ) по специальности «Инженер-механик металлургических машин и оборудования», в 2002-м году я устроился в ЛПЦ-3. Начинал слесарем-ремонтником отделения электролитического лужения, после чего меня назначили мастером энергослужбы АЭЛ кислотного хозяйства. С декабря 2020 года возглавляю всю энергослужбу цеха.
За годы моей работы было модернизировано большое количество оборудования. Для ЛПЦ-3 мы закупили новые насосные установки, тем самым избавившись от рухляди, которая досталась нам «в наследство» после непростых 90-х годов. Обновили все линии, а также большое количество сетей и трубопроводов. Конечно, такая работа положительно сказалась на производстве в целом.
Сейчас в нашем слаженном и многонациональном коллективе работает 96 человек, среди них немало женщин, и главное, что у нас есть – это взаимопонимание. Нередко люди делятся со мной не только производственными, но и личными проблемами. Я помогаю работникам их решать, и делаю это с удовольствием. Иногда мы вместе справляем праздники, что только укрепляет отношения в команде. У нас хороший коллектив, и я рад, что возглавляю его.
У нас очень много планов, и, так как мы работаем в крупной компании, то нет никаких препятствий для того, чтобы их осуществить. Мы закупаем новое, дорогостоящее оборудование известных фирм, у нас нет проблем с финансированием. На сегодняшний день мы сделали уже немало, и наша главная задача сейчас – продолжать двигаться в выбранном направлении и продуктивно работать на благо цеха и комбината. Большое внимание мы уделяем технике безопасности. Эта работа никогда не прекращается, и у нас есть все для того, чтобы добиться нулевого травматизма. Мы планомерно идем к этой цели.
Станислав Васютин, резчик металла:
-После окончания училища №202, службы в армии и недолгой работы в обжимном цехе, в 1988-м году я перевелся в ЛПЦ-3. Сначала работал на адъюстаже на черной резке, потом – на белой. Уже очень много лет я работаю с Муратом Ибраевым в одной бригаде. У нас очень хороший, слаженный коллектив, где каждый человек отлично знает свое дело и старается выполнять свои обязанности максимально качественно. Всем работникам ЛПЦ-3 я желаю здоровья, семейного благополучия и счастья, а еще работать без травм и всегда соблюдать все предписанные правила техники безопасности.
Мурат Ибраев, старший резчик металла:
-После окончания училища в 1978-м году я устроился в ЛПЦ-3 резчиком. Самого цеха тогда еще не было, и, чтобы вновь принятые не сидели без дела, нас отправляли работать в разные подразделения комбината и на объекты в городе: на аглофабрику, на строительство бассейна «Жастар», парка «Восток», санатория-профилактория «Самал» и другие места. В 1979-м году я ушел служить в армию, а, вернувшись в 1981-м, начал работать в ЛПЦ-3. Мы потихоньку осваивали новое по тем временам оборудование, учились. Мне было очень интересно постигать производство и совершенствоваться в своей профессии. В этот цех я пришел более 40-ка лет назад, и с тех пор никогда ему не изменял. Другой работы для себя я уже не представляю.
Моя работа непосредственно связана с агрегатом поперечной резки. Мои основные обязанности заключаются в порезке белой жести на листы мерной длины, укладке их в пачки и отдаче на упаковку. Как конфетку, мы «заворачиваем» для потребителей готовую продукцию и отгружаем ее. В вагонах она уходит заказчикам, а мы являемся звеном длинной производственной цепи и стараемся выполнять свою работу качественно. Благо, большой опыт в этом хорошо помогает.
В 2003-м году мой труд был неожиданно отмечен высокой наградой: я получил орден «Еңбек Даңқы» третьей степени. А в 2015 году меня отметили уже более серьезно: пригласили в Ақ Орду, где сам Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев вручил мне орден «Еңбек Даңқы» второй степени. Впечатлений от той поездки у меня осталось очень много: как на Луне побывал. После официальной части мероприятия, посвященного Дню Независимости, и поздравления Президентом народа Казахстана, состоялся шикарный праздничный концерт, а затем — фуршет. Было очень много людей, среди которых – иностранцы: американцы, кубинцы, немцы. Мне даже не верилось, что я нахожусь вместе с ними. Положа руку на сердце, скажу, что мне удалось чокнуться бокалом с Президентом. День был очень насыщенный, и я очень рад тому, что меня пригласили на этот праздник.
Константин Клименко, мастер подъемно-транспортного оборудования зарядной станции отделения листоотделки:
-Получилось так, что я принимал участие в строительстве ЛПЦ-3: в то время я трудился монтажником в тресте «Казстальконструкция №3», куда устроился после армии. Непосредственно в цехе работаю с августа 1983-го года. Начинал слесарем-ремонтником на адъюстаже, с 1985-го года был сменным мастером-механиком бригады №2, с 1987-го по 1991-й год работал в крановой службе. А когда в 1991-м году в ЛПЦ-3 построили зарядную станцию, я начал работать здесь мастером, а теперь являюсь старшим мастером. Наша служба, состоящая из восьми человек, осуществляет ремонт электропогрузчиков, которые отгружают белую жесть в крытые вагоны, а также зарядку и ремонт батарей погрузчиков. Мы ремонтируем как электро -, так и мехчасть, в общем, полностью проводим техническое обслуживание. Со временем она меняется: старые, отжившие свой век погрузчики, списывают, закупают новые. Так, раньше у нас были погрузчики, произведенные на Калининградском вагонно-строительном заводе, 80-х годов выпуска. Сейчас у нас более усовершенствованные Екатеринбуржские погрузчики, на вид они «симпатичнее», и удобнее в использовании. Они оснащены световой сигнализацией, как того требуют правила безопасности. Погрузчики в нашем цехе работают круглосуточно, так что и у нас дел немало.
Всех работников цеха я поздравляю с юбилеем ЛПЦ-3 и наступающим Новым годом! Желаю здоровья, счастья в личной жизни, успехов в работе, достатка, а все остальное можно приобрести в магазинах.
Андрей Васькин, начальник ЛПЦ-3:
-Цех белой жести – ЛПЦ-3, построенный на КМК еще при Советском Союзе, был одним из флагманов советской металлургии. В СССР это был единственный цех с полным циклом, производящий белую консервную жесть, которой пользовались потребители всего постсоветского пространства – от Владивостока до Прибалтики. Технология по тем временам была передовая, и здесь нельзя не упомянуть людей, которые участвовали в ее создании и запуске, а также руководителей, внесших большой вклад в развитие производства. Это Анатолий Николаевич Климушкин, Тимур-Али Салиханович Сейсимбинов, Анатолий Александрович Татаренко, Лев Александрович Захаров, Вадим Александрович Бильдин, Олег Викторович Иванцов. Нельзя не вспомнить и старейших работников цеха: Василия Михайловича Долженко, Николая Максимовича Критского, Анатолия Григорьевича Рябикина, Бориса Михайловича Еманакова, а также многих других. Хочется также отметить и молодое поколение работников – Никиту Сергеевича Екель, Дмитрия Геннадьевича Утпаева, Александра Петровича Маткова, Дмитрия Александровича Цыброва. Благодаря знаниям, опыту, трудолюбию этих людей ЛПЦ-3 работает по сей день и производит белую жесть, пользующуюся спросом как в ближнем, так и дальнем зарубежье.
С момента ввода цеха в эксплуатацию прошло несколько его реконструкций. Так, были реконструированы стан 1 400, линия очистки, автоматизирован отжиг на колпаковых печах. За последние годы мы заменили много автоматики, в частности, всю базу на шестиклетьевом стане. Реализация проектов идет до сих пор, и цех постепенно преображается, чтобы соответствовать высоким требованиям и стандартам современности. В плане улучшения условий труда, безопасности, культуры производства и бытовых условий наш цех идет в ногу с АО «АрселорМиттал Темиртау», так как большая работа проводится в этих направлениях по всему комбинату. И мы прилагаем все усилия, чтобы сделать ЛПЦ-3 еще лучше и безопаснее.
Наталья Григорьева, инструктор профкома ЛПЦ-3:
-От души поздравляю всех работников с юбилеем нашего цеха! И мне хочется пожелать всем долгой и успешной работы, беспрерывного потока заказов и высокого достатка, совместного процветания и благополучной деятельности, взаимопонимания в коллективе и уважения. Пусть в ваших домах царят счастье и благополучие, крепкое здоровье и любовь!
Кира Щербакова