«Я хочу, чтобы у человека помимо работы было что-то еще»

Начальник производственного отдела УПЗ АО «АМТ» Михаил Макаров – человек на комбинате известный. И не только своим огромным стажем и опытом работы, но и прекрасными культурными мероприятиями, в организации которых он принимает самое непосредственное участие. О том, как ему удается все совмещать, и насколько важной он считает культурную часть жизни коллектива, Михаил Михайлович рассказал в интервью нашей газете.

-Михаил Михайлович, как давно вы пришли на комбинат?

-В этом году, 1 июня исполнилось 40 лет, как я работаю на комбинате. В 1982-м году я отслужил в советской армии. В то время после демобилизации было положено «гулять» три месяца, но уже через полтора месяца мне надоело болтаться без дела, и я решил найти работу. До армии я окончил Целиноградский техникум железнодорожного транспорта по специальности «Техник-механик грузоподъемного и транспортного оборудования», работал на железнодорожном восстановительном кране, но после службы мне захотелось чего-то более масштабного. Сам я с поселка Новодолинка Карагандинской области, а мой армейский друг жил Темиртау. Он предложил мне устроиться на комбинат, в конвертерный цех, где он работал машинистом крана. Я согласился. В отделе кадров цеха мне сказали, что через какое-то время я стану бригадиром, а дальше – как себя покажу. Когда шел обратно, по пути зашел в механический цех поздороваться с родителями друга, и они уговорили меня устроиться к ним, отвели к начальнику цеха – в то время Владимиру Васильевичу Ларионову. Он оказался очень убедительным, и предложил работу мастера-механика по грузоподъемному и транспортному оборудованию, то есть сразу ИТР-овскую должность. Зарплаты в мехцехе были, конечно, ниже, чем в конвертерном, но я согласился. А в то время никто долго не работал в этой должности – самое большое восемь месяцев, многие же уходили через два-три месяца. То ли ситуация была такая, то ли руководителей смущал коллектив, состоящий из 35-ти женщин и всего четырех мужчин-слесарей. В общем, что-то у них не получалось. Мне тоже сказали: «Больше двух месяцев ты здесь не выдержишь». Но в этой должности я проработал десять лет, в отличие от всех своих предшественников.

-Как вам это удалось?

-Немного терпения, немного психологии. Каждая женщина ведь уникальна, и ее нужно постараться понять. Когда ты считаешься с женщинами, заботиться о них, отдача идет в несколько раз больше. Конечно, было много непростых моментов, потому что женская психология не изучена до сих пор. Если мужчина узнал женщину, то ему можно давать Нобелевскую премию – я так считаю. В общем, у меня получилось наладить контакт. У нас был очень сплоченный коллектив, где оказалось немало талантливых людей. В то время тоже проводились творческие мероприятия, открытия зон отдыха, но машинисты кранов в них почему-то не участвовали. Я решил изменить ситуацию, и три года подряд мы держали первенство цеха по культурной работе. Наши девочки писали сценарии, сочиняли песни, стихи, даже целые поэмы, в общем, нам было, что показать. И когда в конце 80-х все поняли, что тягаться с нами практически невозможно, начальник цеха – Николай Федорович Сидоренко предложил мне возглавить группу, ответственную за проведение мероприятий. В то же время я начал заниматься зоной отдыха и теплоходом – тогда у нас был старенький, но приличного размера «Аралец». И до сих пор я веду эту работу.

-А что было с вашей основной работой? Ожидалось ли повышение по службе?

-Я почувствовал, что мне стало тесно. Все, что мог, я уже сделал, а расширяться не давали. Да и некуда особо было – крановая служба ведь небольшая. Если честно, даже уходить собрался. Написал заявление, нашел работу в обжимном цехе, планировал перейти туда. Но Николай Федорович остановил меня, посоветовал подождать. И через полгода, в 1992-м году меня назначили начальником участка станков с числовым программным управлением. Это был совсем другой коллектив, другие задачи. В то время ЧПУ была отдельной структурой механического цеха. Если в мехцехе в то время работало около 500 человек, то штат ЧПУ составлял 15% от общего числа. Там были очень сильные электрики, слесари – специалисты с большой буквы, поэтому было на кого равняться, и у кого учиться. Начальником этого участка я проработал около четырех лет, потом меня назначили заместителем начальника цеха по станкам с числовым программным управлением. Должность довольно серьезная, она связана с организацией производства, выполнением плана, обеспечением цеха запасными частями, и это только часть обязанностей. Мне хорошо помогали мастера, с коллективом мы сработались, и в цех я шел, как на праздник.
В 1999-м году мне неожиданно предложили должность заместителя начальника мехцеха по производству. Это были уже совсем другие горизонты: на меня возлагалась работа с заказчиками, капитальные и текущие ремонты, инвестиции и прочее, прочее. Чувствовался большой размах. Работать было интересно, и коллектив в механическом цехе очень дружный, что важно для каждого человека. Занимаясь основной работой, я также не забывал про зону отдыха. Что касается культурных мероприятий, то у себя в цехе мы создали вокально-инструментальную группу. Играть стали еще в 1997-м году: у нас были кое-какие инструменты, усилители, вот и решили попробовать. Начинали с нашим мастером Вячеславом Эрихович Цхай – это человек с музыкальным образованием, потом к нам подтянулись другие ребята. Мы приняли в цех двух талантливейших музыкантов — они работали станочниками, пришли, что называется, «из города». Постепенно группа разрослась, начальник цеха помог нам приобрести полный комплект музыкальной аппаратуры, и мы стали давать полноценные концерты: днем работали, по вечерам репетировали. Порой уходили домой в 10-11 часов вечера, чтобы успеть подготовить программу. Кто-то из ребят в последствии оставил работу в цехе и полностью посвятил себя музыке. Так, один из «наших» — Александр Журавлев сейчас музыкант в России. Он играет на саксофоне в кавер-группе, и выступает сольно. И вообще ребята все были сильные: это и гитарист, певец с прекрасным голосом Александр Шматенко, и харизматичная солистка с уникальным голосом Татьяна Павлова, и другие. Я всегда с теплотой вспоминаю нашу группу.

-Вы, насколько нам известно, и в цехе металлоконструкция работали. Расскажите об этом…

-В должности начальника ЦМК я проработал с 2009-го по 2011 год. Этот цех кардинально отличается от цеха механического. Порезка, рубка металла, сборочные единицы, огромных размеров конструкции – все это вызывало во мне живой интерес. Вместе с ИТРровским составом мы организовали дружную, слаженную работу. Коллектив – все люди серьезные, мужественные. Вначале мне было даже немного боязно, так как я считал, что если работа у человека связана с огнем, металлом, то и сам он жесткий, за словом в карман не полезет. Но оказалось, что все ребята просто замечательные, интеллигентные, с широким кругозором, можно сказать, уникальные люди, и у нас сложились хорошие отношения. Наш цех не раз становился лучшим и по технике безопасности, и по системе «5 S»: нас даже в Люксембурге отмечали. С талантами тоже повезло – их было немало, поэтому мы стали организовывать концерты в актовом зале, который сами же отремонтировали. К участию я приглашал ребят из мехцеха: мы пели, разыгрывали сценки, выступали на 8 марта, на Новый год. В общем, культурная работа продолжалась.
В 2011-м году Тимур Жанасович Арысов предложил мне возглавить механический цех. Для меня это было приятно, потому что я действительно хотел руководить этим цехом. Я знал его лучше всего, он для меня как родина. Чтобы стать руководителем, мало получить образование – нужно еще знать производство изнутри, и стараться налаживать связь между людьми, делать так, чтобы каждый человек хотел идти на работу и выполнять те задачи, которые перед ним ставят. Это всегда было для меня очень важным.

-Как долго вы возглавляли любимый вами цех?

-В 2013-им году я стал заместителем начальника по производству УПЗ, так что объем работы расширился. В тот период мы как раз начали разработку совместно с немцами: в листопрокатном цехе №1 работала фирма из Германии, которая занималась восстановлением подушек черновых клетей. Иностранные специалисты привезли на комбинат свое ноу-хау и станки, а мы организовали на базе механического цеха, но на территории ЛПЦ-1 собственную группу станочников, которые работали по новой технологии — я лично отбирал людей. Учились мы месяцев девять: немцы объясняли нам, как и что нужно делать, передавали опыт. Потом мы стали работать самостоятельно, и, нужно сказать, делали подушки даже лучше, чем немцы. Это не значит, что они плохо работали: иностранные специалисты были на высоте, но наши ребята оказались не менее талантливыми. Тогда мы подготовили 54 подушки, плюс 13 для резерва. Через какое-то время мы их снова ремонтировали, и все это давало очень хороший результат, а ЛПЦ-1 заработал в более стабильном режиме. Кроме всего этого, я занимался инвестиционными заказами. Наше управление принимало участие в модернизации доменных печей, в их переходе на автоматическую загрузку, и я курировал работу УПЗ в инвестиционном проекте. Работы было много, но четыре года назад нас опять реорганизовали, и я стал начальником производственного отдела Управления. Сейчас в моем подчинении сбыт, снабжение, инженеры по загрузке и заказам, а также отдел ППС. Я занимаюсь и логистикой. Мы взаимодействуем с экономистами и бухгалтерами. И снова в моем подчинении женщины, как в начале моей трудовой деятельности. Женщин всего 15, среди них много молодых и перспективных. Наша служба готовит производственные планы, работает с заказчиками, контролирует вопросы, касающиеся инвестиционных и текущих заказов, капитальных ремонтов, а я нахожусь внутри этого большого процесса. Также, как и раньше, я занимаюсь зоной отдыха и организацией концертов. Мне всегда хотелось, чтобы у человека было что-то, кроме работы. Это хорошая разгрузка для людей, благодаря ей они получают большой заряд бодрости. А когда нас встречают бурными аплодисментами, эмоции просто непередаваемые. Поэтому я не оставлю выступления даже на пенсии – а мне совсем немного осталось работать. Возможно, буду организовывать концерты для пенсионеров — время покажет. В любом случае, петь я не брошу. Я и сейчас репетирую, разучиваю новые песни. Пою дома, пою на даче – радую соседей. Не могу представить себя без этого.

-А давно вы поете?

-С 15-ти лет. В нашей семье все пели красивые застольные песни. Пели ребята во дворе — без песен мы никогда не обходились. И это хорошо, потому что, если человек поет, значит, у него душа открыта, и он готов к восприятию мира. В 15 лет я научился играть на гитаре – друзья показали мне те самые четыре аккорда, а в армии я руководил вокально-инструментальным ансамблем. Так что практически вся моя жизнь связана с музыкой и песнями.

-Раз мы заговорили о родственниках, расскажите немного о семье…

-С женой мы познакомились в механическом цехе: она работала у меня машинистом крана в том самом чисто женском коллективе. С Натальей мы вместе уже 38 лет, у нас трое, сейчас уже взрослых сыновей: Виталию 43 года, Михаилу — 38 лет, Илье — 31 год. Они выросли на спортивных площадках и на стадионах, куда я брал их с собой на тренировки по волейболу – этим видом спорта я занимался 32 года, а также в лагере «Дружный». До сих пор они помнят пирожные, которые там давали. Все наши сыновья спортсмены: они занимаются волейболом, лыжами, плаванием и другими видами спорта. И все — артисты: когда собираются втроем, такие спектакли устраивают, что просто обхохочешься. Старший сын сейчас живет в Алматы: вместе с женой работает в отеле, занимается организационными вопросами. Средний сын Михаил Михайлович владеет ИП. Он окончил университет и сейчас ремонтирует компьютеры и оргтехнику в Темиртау. Младший сын живет в Томске, окончил Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, работает программистом на фрилансе. Также у него есть своя танцевальная группа — сын обучает людей современным танцам, выступает и как хореограф, и как постановщик. Кроме того, он играет в волейбол за сборную университета – нападающий в первом темпе. Мой внук сейчас учится в девятом классе, он также занимается волейболом, тренируется в сборной команды «Булат», и тоже — нападающий в первом темпе. И зовут внука тоже Михаил Михайлович.

-Чем еще планируете заниматься на пенсии? Наверняка у вас есть и другие увлечения…

-Не так давно я получил высшее образование психолога. Раньше потихоньку практиковал, помогал друзьям и знакомым, но времени было очень мало. Я разработал свою методику работы с подсознательными процессами, и на пенсии собираюсь вплотную заняться психологией. Не буду раскрывать все свои планы, скажу только, что это — демонстрация моих возможностей. Думаю, что у меня все получится.

Кира Щербакова