У работников УЖДТ радостное событие: на участке станции «Входная» открылся современный пункт обогрева, собранный из модулей. Корреспондент газеты «Магнитка плюс» посетил новый пункт, чтобы узнать, в чем его преимущества, и насколько он важен для персонала.
По словам начальника службы пути Каната Нурбатырова, до того, как на участке станции «Входная» появился новый модульный пункт, работникам приходилось обогреваться и отдыхать в аварийном бытовом помещении. Вопрос его замены на современное, удобное здание, как всегда, упирался в финансирование, и долгое время не решался. Проблема не раз озвучивалась главе офиса ОТ и ТБ, ООС и безопасности по горным предприятиям «АрселорМиттал» Майку Двайеру – как на «круглых столах», так и на личных встречах. Со временем на нее начали обращать внимания, но для того, чтобы решение и дальше не откладывали в долгий ящик, пришлось предпринять кардинальные меры.
Канат Амангельдинович – строгий, но справедливый руководитель, который всегда горой стоит за своих работников. Он попросил руководство подписаться под тем, что люди вынуждены находиться в аварийном здании, и это помогло, — говорит председатель профкома УЖДТ Виктор Панов. – Возможно, одним из сопутствующих факторов стало то, что сейчас комбинат уделяет больше внимания технике безопасности и охране труда. В любом случае, главное, что модуль наконец-то появился, что людям в нем тепло и комфортно, ведь большую часть своей жизни они проводят на работе, а труд путейцев один из самых тяжелейших: почти все время они находятся на улице в любую погоду — и в жару, и в мороз, и в снег, и в дождь, за смену пешком проходят огромные расстояния, следят за состоянием путей, выполняют много физической работы, борются со снегом во время буранов и снегопадов. Так что отдохнуть, обогреться и обсушиться для них жизненно важно, а идти для этого непосредственно на станцию очень далеко: там работники только переодеваются и принимают душ после смены. В старом, аварийном пункте обогрева людям приходилось самим, по очереди топить печку. В условиях, когда каждый трудится как минимум за двоих, возможности выполнять обязанности истопника просто нет, однако таких устаревших постов на железной дороге комбината еще немало. После установки на участке станции «Входная» нового модульного пункта необходимость топить печку отпала: здесь есть современные электромасляные радиаторы, а также кондиционеры на жаркую погоду. Думаю, что со временем будут установлены новые пункты на семи оставшихся участках станций, где условия для отдыха персонала пока что оставляют желать лучшего.
Современное здание было возведено на месте аварийного. Работники станции пошутили, что его даже сносить было не нужно – немного подтолкнули, и само упало. Теперь модульный пункт от казахстанской компании «RGQ Group» радует монтеров пути и работников службы СЦБ: в нем есть комната приема пищи со столом, стульями и полочкой для кружек, так называемая бытовка с большим холодильником и микроволновкой, сушильное отделение для просушки одежды с вытяжкой, комната для хранения инструментов. На входе установлен умывальник, имеется и прихожая с вешалками и полками для вещей. Чай работники пьют из нового сервиза – это подарок профкома УЖДТ по случаю открытия пункта. Питьевую воду на участок подвозят, так как центральное водоснабжение отсутствует.
Модульное здание хорошо тем, что вся необходимая к нему техника, а также умывальник входили в комплект, их не пришлось закупать дополнительно. Смонтировали, сдали под ключ, и все, никаких проблем, — говорит Виктор Панов. – В наших планах на будущее – оборудовать таким образом каждый пост, чтобы все было сделано от «А» до «Я». Когда люди чувствуют, что к ним поворачиваются лицом, что руководство о них не забывает, то они и работают с большей отдачей.
Своими впечатлениями от открытия пункта поделились и другие работники станции «Входная»:
Азамат Садвакасов, исполняющий обязанности мастера:
-Наша станция – одна из основных на комбинате. Мы обслуживаем ТЭЦ-2, ШПУ, ПРУ. Наша главная цель – безопасное движение поездов, и поэтому труд монтеров пути очень важен. И также важно, чтобы у них были хорошие бытовые условия на работе. Новый модуль, который на днях ввели в эксплуатацию, полностью отвечает этим требованиям.
Салтанат Сулейменова, монтер пути:
-Старый пункт обогрева мы ремонтировали своими силами: белили стены, заделывали дыры, утепляли окна пленкой на зиму. Поэтому мы вдвойне рады тому, что нам построили новый пост. Действительно долго ждали этого момента.
Труд монтеров пути мало оплачивается
Сегодня одним из наиболее острых вопросов остается низкая зарплата монтеров пути. За свой нелегкий труд они получают 120 тысяч тенге на руки, а начинающие – 100 тысяч. Из-за этого трудно пополнить штат новыми кадрами: так, при штатной численности 123 монтера пути не хватает 18-ти человек, а зимой нехватка станет еще больше.
Почему труд монтеров пути мало оплачивается, никто точно сказать не может. Так повелось еще с советского времени, когда 80% занятых на этой работе составляли женщины. С 2013 года, когда отношение к труду женщин в тяжелых и вредных условиях изменилось на законодательном уровне, монтерами стали набирать мужчин, но зарплат на то, чтобы материально обеспечивать семьи, им просто не хватает, поэтому многие меняют работу после женитьбы.
Для того, чтобы заработать больше, многим приходится работать в выходные дни. Семьи их не видят, и здоровья от этого больше не становится, — говорит Виктор Панов. – У многих наших монтеров две, а то и три работы в городе. А ведь людям нужно полноценно отдыхать, так как труд на железной дороге небезопасен, есть высокий риск травматизма. Поэтом неудивительно, что замотивировать людей, сделать так, чтобы они захотели пойти монтерами пути, и остаться на этой должности, очень сложно.
Остается надеяться на новый приказ о повышении заработной платы монтерам пути, который скоро должен появиться: предложение одобрил генеральный директор АО «АМТ» Биджу Наир. Но насколько повысится оплата труда, пока неизвестно.
Кира Щербакова