Подрядчики просят руководство комбината обратить внимание на острые вопросы

Два коллективных письма от подрядных организаций было направлено в адрес генерального директора АО «АрселорМиттал Темиртау» Биджу Наира. В первом (исх.01 сентября 2022 года) – отражен ряд проблемных наболевших вопросов, волнующих не одну фирму, тесно работающих с комбинатом. Во втором (от 28 сентября 2022 года) — подрядчики обеспокоены нововведением по обязательной установке нового видео-телематического оборудования и GPS.

Проблемы копятся – ничего не меняется

Действуя от имени и по поручению Совета работодателей подрядных организаций города Темиртау, для рассмотрения и принятий решений, председателем Темиртауского городского профсоюза предпринимательства и услуг Натальей Поповой, было направлено коллективное письмо руководителей предприятия города Темиртау, осуществляющих работы в подразделениях АО «АрселорМиттал Темиртау», в соответствии с заключенными договорами. После выхода новости, что администрация АО «АрселорМиттал Темиртау» объявляет своим работникам о ежемесячной надбавке к заработной плате в размере 25 000 тенге в течение следующих пяти месяцев, а также проведении с 01 января 2023 года индексации заработной платы на полный уровень инфляции за 2022 год, подрядчики решили еще раз напомнить о себе и своих проблемах, связанных с их деятельностью. В первую очередь, это касается увеличения стоимости выполняемых работ, а также повышения расценок по использованию подрядчиками собственной техники при работе в рамках заказов СД и УД.

«Работники подрядных организаций тоже требуют надбавок и индексации заработной платы. Руководители предприятий понимают: это адекватные требования, однако сделать ничего не могут. Из-за несвоевременных выплат и низкой стоимости работ приходится брать кредиты, поэтому речь о повышении заработной платы не заходит. Сложившаяся ситуация приводит к большому дефициту квалифицированных кадров», — делится переживаниями подрядных организаций председатель Темиртауского городского профсоюза предпринимательства и услуг Наталья Попова.

Вторая просьба в коллективном письме гласит: «Включить в заказы подразделений АО «АрселорМиттал Темиртау» возмещение расходов на накладные расходы, СИЗ, не стандартное оборудование и оплату труда работников из числа инженерно-технического состава (мастеров, начальников участка, специалистов по технике безопасности)».

«Мы раньше собирались вместе с администрацией комбината и подрядчиками за круглым столом и решали многие вопросы. Договаривались по поводу изменений в режим пропускной системы, штрафных санкций, распределения объемов работ по цехам, повышения выработки и др. Всегда достигали понимания. Что происходит сейчас – непонятно. Если нужно решить вопрос, руководители проходят длинный путь бюрократической системы. Люди жалуются: чтобы подписать бумаги, порой приходится ждать не один месяц. Но когда комбинату нужно чтобы подрядная фирма оперативно приступила к работе – все с радостью идут на уступки. Мы понимаем, что многие фирмы «живут» только благодаря объемам работ, которые они выполняют на комбинате. Но должно же быть справедливое и человеческое понимание к трудящимся, которые задействованы порой на самых вредных и опасных, аварийных участках работ?», — рассказывает Наталья Попова.

Следующие пункты, отраженные в коллективном письме, касаются перевода выдачи нарядов-допусков в некоторых подразделениях на ежедневный режим, а также упрощения порядка въезда/выезда на территорию АО «АрселорМиттал Темиртау» для транспортных средств подрядчиков, занятых доставкой к месту производства работ, необходимых товарно-материальных ценностей и персонала. Дело в том, что в настоящее время грузовые машины ежедневно простаивают на территории АО «АрселорМиттал Темиртау» бывает по пять часов, соответственно, подрядчикам приходится оплачивать аренду машины за восемь часов вместо трех фактически отработанных, что существенно увеличивает непроизводственные расходы. Поэтому для снижения нагрузки и времени простоя автомашин на проходных предлагается для въезда/выезда на территорию АО «АМТ» легкого транспорта подрядчиков открыть проходную «Аглофабрика».

Снова новые правила для подрядчиков?

Следующее письмо поступило подрядчикам в сентябре от Управления по безопасности АО «АрселорМиттал Темиртау». В нем говорится, что организации обязаны до 30 сентября текущего года оснастить грузовой транспорт и спецтехнику видео-телематическим оборудованием и GPS. В письме указывается определенная фирма, которая может оказать данную услугу: стоимость ее работ составит 946 000 тенге за 1-2 единицы оборудования.

«Данное требование комбината противоречит интересам подрядных организаций и создает реальные риски для значительного ухудшения их финансово-экономического положения, вплоть до банкротства, — говорит Наталья Попова. – Управлением по безопасности не предусмотрены алгоритмы действий в случаях использования арендованного транспорта. Плюс некоторая техника работает ограниченное время, поэтому финансовые затраты будут нерентабельными. И почему установкой видео-телематического оборудования может заниматься определенная фирма, указанная в письме? В целом требования заказчика по установке оборудования неприемлемые, так как могут нарушать права работников. Будем ждать ответа от руководства комбината по этим вопросам, так как данное нововведение спорное и невыполнимое для руководителей подрядных организаций».

Подрядные организации надеются, что понимание по данным вопросам рано или поздно наступит. Конечно, не за один день, но и ждать пять лет никто не может. Ежедневно дорожают продукты питания, бытовые услуги – работники требуют это учитывать при расчете заработной платы. Но помимо сотрудников есть другие вопросы: дорожают расходные материалы и оборудование. Почему со стороны компании происходит монолог, подрядчикам непонятно. В формате диалога всегда проще работать и договариваться. В настоящее время любому бизнесу трудно удержаться на плаву, а малому и среднему особенно. Больших доходов, как принято было считать раньше, у многих подрядчиков на комбинате давно уже не наблюдается.

Записала Анна Горная