У Тамары Хохловой несколько разных специальностей, по которым она с успехом работала. Но самой главной для женщины стала работа на комбинате, на горячем участке листопрокатного цеха, который строился на ее глазах. О непростом труде в кабине крана, дружной бригаде и городе металлургов Тамара Никитична рассказала газете «Магнитка плюс».
Тамара Хохлова приехала в Темиртау из Оренбурга в 1961-м году. Как многие молодые ребята и девушки того времени, она стремилась в строящийся город, тем более что здесь специалистам быстро давали жилье, чего нельзя сказать о других городах.
– В Оренбурге я работала на швейной фабрике, и мы с мужем жили на съемной квартире. Там у нас была перспектива когда-нибудь получить комнату в общежитии, и такое положение дел меня не устраивало, вот и перебрались сюда, — рассказывает Тамара Никитична. – Молодежь ехала в Темиртау со всех концов Советского Союза, в основном, по тем же причинам, а комбинат обеспечивался кадрами, активно рос и развивался. Сюда же переехали мои сестры, и сама я живу в этом городе уже более 60-ти лет. Конечно, когда только приехали, Темиртау был другой, и климат был другой: такие суровые зимы, такие сильные бураны! Но молодежь это не останавливало: многие тогда стремились на Казахстанскую Магнитку.
После окончания техникума Тамара Хохлова устроилась нормировщиком в дорожно-строитель- ное управление №33, но ей хотелось работать на комбинате, тем более что еще раньше женщина обучилась на крановщика, освоила пятитонный кран, и такая хорошая профессия могла пригодиться на производстве. Шел 1981-й год, как раз строился ЛПЦ-3, и туда требовались люди. О строительстве Тамара Никитична узнала от соседей – они вдохновенно расписывали, как красиво будет в новом цехе. А тут получилось так, что женщина случайно разговорилась, а потом и познакомилась со своей коллегой, тоже нормировщицей из паросилового цеха. Знакомая обещала позвонить, как только в цех начнется набор персонала. И слово свое сдержала.
– Я очень благодарна той знакомой: меня приняли крановщицей в термическое отделение ЛПЦ-3, на колпаковые печи. Оборудование еще не завезли, в общем, цех строился на моих глазах, — говорит Тамара Хохлова. – А вот свой первый рабочий день на новом месте я никогда не забуду. Оказалось, что моя работа на пятитонном кране была ничем по сравнению с работой в термичке: кран там намного больше и выше, высота поначалу показалась мне огромной, Я вышла на смену с утра, отработала восемь часов, и сижу в кабине. Сменщица пришла и спрашивает: «Почему не спускаешься?» А я заплакала, и говорю: «Как я буду работать? Здесь так высоко, так страшно!» Сменщица засмеялась, и говорит: «Не волнуйся, ко всему привыкнешь, все будет хорошо!». И в самом деле, потом все было нормально.
Работать приходилось горячем участке. Там обжигали металл, и температура в кабине 50-тонного крана была очень высокая. Кондиционеры в то время хотя и имелись, но работали очень плохо, с частыми перебоями. Но зато коллектив на участке был замечательный, что хоть как-то компенсировало минусы, связанные с тяжелыми условиями труда.
– Бригада у нас была очень дружная, — вспоминает Тамара Никитична. — К сожалению, со временем многие разъехались по разным городам и странам, очень многие вышли на пенсию, а кто-то ушел в мир иной. Так что от нашей бригады остались лишь единицы. Но мы не забываем друг о друге, ведь столько лет вместе проработали. Нам есть, что вспомнить.
На пенсию Тамара Хохлова вышла в 2005 году, на тот момент ей было 64 года. Ее пытались уговорить поработать еще – большой стаж, профессионализм и высокий разряд играли свою роль, но женщина отказалась. Решила, что хватит работать, пора и отдохнуть. Да и на пенсии всегда можно найти, чем заняться.
– Хорошо, что у нас есть профком неработающих пенсионеров. Мы можем поехать в «Жартас», можем поехать в «Самал», можем ходить в бассейн. Для нас, людей на пенсии, это большой плюс, — говорит Тамара Хохлова. – Я не люблю сидеть все время дома, для меня возможность куда-то выехать, куда-то сходить имеет большое значение. И хорошо, что нам ее предоставляют.
У Тамары Никитичны есть родственники, которые также, как и она, связали свою жизнь с комбинатом. Сварщиком в ЛПЦ-1 долгое время работал ее племянник, недавно он вышел на пенсию. Электриком в конвертерном цехе сейчас трудится сын женщины, его стаж работы на комбинате составляет более 25-ти лет. У Тамары Никитичны уже взрослые внуки, которые радуют бабушку своими успехами.
Кира Щербакова