Об отоплении, автобусах и не только

29 сентября, в Темиртауском высшем политехническом колледже состоялась встреча акима Темиртау Ораза Таурбекова с жителями города. Вопросов на ней было задано немало, большинство их касалось отсутствия одной или нескольких коммунальных услуг в отдельно взятых многоэтажных домах, или улицах Старого города. Поэтому в данном материале мы приведем ответы на те вопросы, которые так или иначе актуальны для многих работников комбината.

Когда доделают тепломагистраль на проспекте Металлургов?

В начале встречи Ораз Таурбеков рассказал о подготовке города к новому отопительному сезону, не дожидаясь вопросов на эту тему из зала. Аким отметил, что затянувшийся ремонт теплотрассы сильно беспокоит темиртаусцев, поэтому начал свой доклад с хода выполнения работ. Мы уже писали о том, что завершить их планировали к 25 сентября, однако в сроки, как ранее и предполагали темиртаусцы, подрядчик не уложился.

-В силу изношенности тепловых магистралей было принято решение деконструировать часть тепломагистрали №3 и часть тепломагистрали №2. На сегодняшний день работы по этим двум участкам находятся на различной стадии исполнения, но уже ближе к завершающим, — обнадеживающе сказал аким города.

По словам Ораза Таурбекова, конкурсные процедуры по определению подрядчика были завершены 5 сентября, в тот же день заключили договор с фирмой. По проекту заменить должны были 2,2 километра тепломагистрали № 2, но в силу сжатости сроков до начала отопительного сезона в этом году план уменьшили до 1,4 километров подающего трубопровода. Весь необходимый материал поставили на участок, и на момент проведения встречи было уложено 1 100 метров труб. Завершить оставшуюся часть работ было запланировано до вечера 30 сентября. По словам акима, все идет в соответствие с графиком, хотя он и напряженный.

По тепломагистрали №3 проектное решение предусматривало замену прямого и обратного трубопровода от проспекта Республики до улицы Амангельды протяженностью чуть более 6 километров. Но так как возникли проблемы с доставкой материалов, укладка труб идет в изоляции, с увеличением диаметра. Задержки поставок еще имеют место, поэтому реализацию проекта пришлось разбить на насколько очередей. Первая очередь – от проспекта Республики до улицы Абая – на момент встречи была практически закончена. Аким пообещал, что тепло начнут получать порядка 12 тысяч абонентов из 44 тысяч, дома которых питаются от данной магистрали. Участок от улицы Абая до проспекта Мира обещали доделать до 30-го сентября. 1 октября жителям планировали начать раздавать тепло. Работу на двух этих участках в «спешном порядке» выполняли 18 бригад.

Оставшийся участок — от проспекта Мира до улицы Амангельды – оказался самым проблемным. Причина – отставание в поставке труб. По словам акима, чтобы жители не сидели без тепла, было предложено к 30 сентября со второй и третей магистралей запитать по собранной схеме всех оставшейся потребителей, а остаток трубопровода уложить до 10-15 октября. В общем, жители «доделанных» участков должны поделиться теплом с теми, кому в этом плане повезло меньше.

-Сейчас мы активно реализуем этот вариант, понимая, что пристальное внимание жителей города приковано к ремонту магистрали. Нам необходимо этот период вместе пережить. К 3 октября мы постараемся все завершить, то есть к этому сроку все должны быть с теплом, — сказал Ораз Таурбеков.

Работа по реконструкции тепловых сетей в городе будет продолжена и дальше. Их общая протяженность – 425 километров, и на 70% они изношены – и это только по балансовым данным эксплуатирующих организаций. Глава города уверен, что на самом деле ситуация еще хуже. Поэтому будут ремонтировать настолько, на сколько хватит средств из местного бюджета. Если начинание поддержит республиканский бюджет, это будет хорошей новостью для всех темиртаусцев.

-Отрицательный опыт – тоже опыт. Когда в будущем мы будем делать подрядчикам конкурсные предложения, вопрос начала работ нужно будет обязательно синхронизировать с наличием материалов. Это теперь железное правило, — говорит Ораз Таурбеков. – К сожалению, мы поверили подрядчику, который обещал, что с трубами проблем не станет. Вскрыли трассу, и откручивать назад потом уже было поздно.

Почему не ходили автобусы утром 29 сентября?

Это был самый первый вопрос из зала после того, как аким закончил доклад. Еще бы: ведь люди в то злополучное утро четверга не могли добраться на работу! По слухам, причиной забастовки, которую, к счастью, руководству фирмы-перевозчика быстро удалось остановить, стало то, что водителям подняли план по сбору платы за проезд. Также жительница города, первой подошедшая к микрофону, пожаловалась на то, что дождаться автобуса после восьми часов вечера бывает очень сложно, хотя заканчивать работу общественный транспорт должен значительно позже.

-Такой инцидент действительно имел место, и действительно он был связан с планом. На самом деле, как мне объяснила администрация фирмы-перевозчика, план был не поднят, а возвращен к допандемийному уровню наряду с увеличением заработной платы работников, — говорит Ораз Таурбеков. — Это коммерческое предприятие, услуга оказывается в конкурентной среде, поэтому решение администрации перевозчика вполне обоснованно. Здесь нужно смотреть, насколько оно объективно и справедливо, и подъемно на сегодняшний день. Наверняка это решение необходимо было принимать коллегиально, после согласования с водителями, а не в такой форме, чтобы оно вылилось в отказ выходить на линии. Думаю, и со стороны водителей, и со стороны администрации можно было найти более компромиссное решение, которое не привело бы к такой ситуации. Я держу ситуацию на контроле, с руководителями уже переговорил, план был оставлен прежний. У нас есть взаимные обязательства, которые мы взяли на себя в рамках заключенного меморандума, и я буду обращаться к депутатам в плане бюджета для того, чтобы экономическим способом урегулировать вопрос взаимоотношений между акиматом и перевозчиком. Нам необходимо довести размер субсидий до необходимого уровня. Мы уже встречались с перевозчиками и для себя наметили, каким образом мы будем выстраивать работу до конца этого года и в следующем году, и обязательно будем решать вопрос обновления автобусного парка. Принятое решение мы доведем до всех жителей города.

Как сказал Ораз Таурбеков, акимат будет принимать участие в выборе марки автобусов, потому что договор на их покупку лизинговый. То есть если городские власти из бюджетных средств будут обеспечивать перевозчиков субсидиями, то они будут контролировать, какой транспорт ими закупается. Вопрос качества перевозок также подконтролен акимату в рамках договоров, заключенных между ним с фирмами-перевозчиками.

До конца года в Темиртау должна появиться новая транспортная схема. Сейчас перевозки пассажиров осуществляются по схеме, утвержденной в 2015 году. По обоюдному согласию с перевозчиками в нее будут внесены изменения. Таким образом, в Темиртау либо появятся новые маршруты, либо изменятся старые. Все это делается для удобства пассажиров.

По словам акима, кардинального принятие мер требует состояние автомобильных дорог. Из 720-ти километров асфальтированных дорог, состоящих на балансе города, 150 километров находятся в неудовлетворительном состоянии, и все они — в черте города. Решая этот вопрос, в силу отсутствия в достаточном объеме ресурсов, акимат в первую очередь уделяет внимание тем дорогам, по которым ходит общественный транспорт и службы экстренной помощи. Усугубило ситуацию и то, что на протяжении двух лет из «вышестоящего» бюджета денег Темиртау не выделялось, поэтому вопросы дорожного строительства решались только за счет городского бюджета. Кроме того, навалилась проблема аварийности и замены части тепломагистралей. Так что работа по улучшению дорог необходима большая.

Будет ли восстановлено здание управления сортопрокатного цеха в Старом городе?

Этот вопрос на встрече с акимом задал бывший работник мартеновского цеха Казахского завода Абу Аменов. Ветеран отметил, что молодежь сейчас мало знает о том, как и с чего начиналась история черной металлургии Казахстана. А начиналась она с Казахского завода, на территории которого, ныне разрушенного и находится здание управления. Этот вопрос мы не раз поднимали на страницах газеты «Магнитка плюс». Не раз инициативная группа ветеранов-металлургов обращалась с ним в городской акимат. Профсоюзом «Жактау» была организована встреча с представителями АО «АМТ» и руководителями городских отделов, где был обсужден и принят план дальнейших действий, направленных на спасение здания. Вот только конкретного ответа на вопрос, будет ли оно восстановлено, до сих пор нет.

-Недавно у меня была инициативная группа ветеранов по этому вопросу, и у меня на руках есть их обращение, — говорит аким города. – На сегодняшний день здание находится на балансе АО «АМТ», и нам необходимо выполнить процедуру его приема в госсобственность. Вместе с общественным советом, с депутатами мы постараемся организовать встречу с генеральным директором АО «АМТ», выясним все вопросы городского уровня, определим, какие из них мы хотели бы решить в рамках нашего меморандума. Этой проблеме не один день, уже несколько лет мы не можем найти ее решение. Поэтому давайте соберемся вместе и попробуем действовать сообща. Думаю, у нас должно получиться.

Кира Щербакова