Бану Садвокасова – человек уникальный, ведь она с успехом освоила две совершенно разные профессии: швеи и аппаратчика в ЛПЦ-2. И на швейных фабриках, и на комбинате женщина трудилась так, что ее ставили в пример другим, давали многочисленные награды. А еще за плечами у нашей героини немалый опыт общественно-политической деятельности, и работа в коммунальной сфере. Просто удивительно, как можно совместить в себе все перечисленное, однако Бану Мукашевне такая задача оказалась по силам.
Бану Мукашевна родилась в совхозе Кызылту Каркаралинского района в 1940 году. Женщина вспоминает, что во время войны ее мать собирала у местных жителей продукты питания и вязаные вещи для фронта, отвозила их в пункт сбора, а взамен привозила сельчанам чай, одеяла, женские теплые платки и многое другое – то, что требовалось в хозяйстве и повседневной жизни. Мама Бану Мукашевны умерла рано, и девочку, которая на тот момент успела закончить только три класса, забрала к себе в Караганду тетя. Обучение продолжилось в казахской средней школе, а потом выпускница поступила в училище легкой промышленности на швею. Окончила его, и была направлена в объединение «Карагандинская швейная фабрика» — туда 19-летнюю девушку приняли мотористом. Уже на первой работе Бану Садвокасову отличали такие качества, как большая ответственность и стремление как можно лучше выполнять свои обязанности, поэтому вскоре ей присвоили звание «Мастер «Золотые руки», а корреспонденты одной из газет написали о ней заметку. Вот только на фабрике Бану Мукашевна не осталась, хотя проработала там много лет: она вышла замуж, переехала в Темиртау, и добираться до работы каждый день приходилось слишком долго. Перевелась в горпромкомбинат, одним из направлений деятельности которого было изготовление спецодежды для работников Казахстанской Магнитки. На новом месте Бану Садвокасову встретили тепло, сразу же назначили ее мастером бригады, состоящей из 45-ти человек. В числе работниц были и женщины, недавно освободившиеся из мест лишения свободы. Профессию швеи они осваивали, находясь в заключении, и шили отлично. Очень ответственно подходили к выполнению заданий, переживали, когда ломались машинка, из-за чего случались простои в работе. Нередко они оставались по вечерам, могли трудиться без перерыва на обед. Но больше всего Бану Мукашевну удивляло поведение освободившихся женщин: когда она проходила вдоль конвейера, все они тут же вскакивали со своих мест. Приходилось их успокаивать, и от этого было даже неловко.
Одежда местных фабрик отличалась хорошим качеством, и была востребована далеко за пределами Карагандинской области. Так, в 1960-м году, будучи в туристической поездке в Чехословакии, Бану Мукашевна увидела у женщины из ее группы купленный в пражском магазине добротный плащ. Сначала все подумали, что изготовили его где-то поблизости. И каково же было удивление, когда на этикетке удалось прочесть, что пошили вещь на Абайской швейной фабрике.
Общий стаж Бану Садвокасовой в текстильной промышленности составил около 24-х лет, однако в 1980-м году она решила сменить работу: устроилась в ЛПЦ-2 аппаратчиком, прошла обучение по этой профессии. Начинать было страшновато, но все опасения оказались напрасными: Бану Мукашевна быстро освоилась на новом месте.
-Когда только пришла, все было непривычно, незнакомо. Но я старалась, и со временем мне дали пятый разряд, назначили старшим аппаратчиком нейтрализации, — говорит Бану Садвокасова. – Работа была связана с кислотой, приходилось постоянно носить респиратор. А потом наступило время, когда людей стали сокращать. Я переживала, так как на тот момент работала в цехе недолго. Но меня не сократили, никуда не перевели, и с ЛПЦ-2 я вышла на пенсию, отработав там 15 лет. Могла бы выйти раньше: по «горячей сетке» нужно было проработать 7,5 лет, но начальство попросило меня задержаться, чтобы подготовить ученика. Не хотелось оставлять свое рабочее место без человека.
Достигнув пенсионного возраста в 50 лет, Бану Мукашевна не смогла сидеть дома без дела – ей хотелось работать, приносить людям пользу, чувствовать себя востребованной. Поэтому стала помогать председателю КСК: собирать деньги за общий газ, заправлять его, следить за порядком. Председателю Бану Мукашевна помогала много лет. С делами женщина справлялась легко, ведь опыт общественной работы у нее накопился большой: до выхода на пенсию она долгое время была депутатом, три созыва подряд ее избирали на выборах в местные Советы. За трудолюбивого, активного, всей душой болеющего за рабочих кандидата избиратели отдавали 90% голосов.
-Работала в комиссии, и работы у нас было много, — говорит Бану Садвокасова. – Мы проверяли магазины и все, что связано с легкой промышленностью: парикмахерские, швейное производство, мебельную фабрику и прочее. Я всегда обращала внимание на то, в каких условиях трудятся люди, охотно выслушивала их замечания и предложения. Часто мы решали вопросы предоставления жилья, устраивали приезжих специалистов в общежития до получения ими квартир. Старались помогать работникам, а также следили за качеством выпускаемой продукции. Работа была непростой, но, в то же время очень интересной.
Неудивительно, что у Бану Садвокасовой очень много наград, среди которых «Знак Почета», орден «Дружбы народов», «Победитель соцсоревнования», «Ударник 10-ой пятилетки». А почетных грамот и благодарственных писем у женщины столько, что она уже сбилась со счета. В почеты был и муж Бану Садвокасовой – Шамиль Бектенов. Работать он начал уже в восьмилетнем возрасте на Уральском военном заводе имени Ворошилова – обтачивал гайки во время Великой Отечественной войны. Повзрослев и окончив ФЗУ, был принят на этот же завод электриком. В 1959-ом году по комсомольской путевке приехал на Казахстанскую Магнитку, работал в доменном цехе машинистом вагон-весов. В 1962-м году поступил в Московский государственный университет имени Ломоносова. В 1973-м году перешел на работу в ЛПЦ-2, был аппаратчиком, потом – бригадиром слесарей, проявлял себя как грамотный, квалифицированный специалист. В 1977 году за безупречный труд и высокие производственные показатели Шамиля Бектенова представили к ордену Трудовой Славы III степени. Также его труд отмечен юбилейными медалями.
Встретившись в 1980-м году, Шамиль и Бану прожили вместе 40 лет, воспитали дочь Жанну и сына Тимура. Сейчас род Шамиля Кенжегалиулы Бектенова продолжают трое внуков. Они живут за границей: двое – в США, один – в Чехии вместе с супругой.
Кира Щербакова