Валерий Горелкин приехал в Темиртау в конце 1960-х годов. Выбирая «точку на карте» необъятного Советского Союза, он мог бы стать жителем любого другого города, где на комсомольской стройке требовались рабочие руки. Однако выбрал Казахстанский металлургический комбинат, в цехах которого проработал 40 лет, и город металлургов, в котором проживает уже более полувека.
Валерий Александрович родился и вырос в Поволжье. Оттуда был призван в армию, служил в ГДР три года. Незадолго до мобилизации в часть приехали корреспонденты одной из газет, и предложили молодым ребятам-комсомольцам отправиться после окончания службы на одну из комсомольских строек – возводить предприятия и другие важные для страны стратегические объекты, в числе которых Братская и Красноярская ГЭС, Кандалакшский металлургический завод. Была в этом перечне и Казахстанская Магнитка.
-Мы были молодые, энергии было много. Стали с ребятами советоваться, куда лучше поехать. Решили, что Север – это далеко, поэтому остановили свой выбор на Казахстанской Магнитке. Желающих ехать в Казахстан набралось не менее ста человек демобилизовавшихся. Всех посадили в воинский эшелон, довезли до Караганды, где нас уже встречали два автобуса от треста «Казметаллургстрой», — рассказывает Валерий Горелкин. – В Темиртау нас поселили в двухэтажных общежитиях, расположенных в районе нынешнего военкомата в 76-м квартале. Оформили нам паспорта, так как из армии мы уезжали с военными билетами. Вскоре опять же автобусом нас привез в трест КМС, где тогдашний управляющий трестом Александр Коркин поблагодарил нас за то, что мы приехали на стройку. Нас стали спрашивать, у кого какие есть специальности, и в соответствии с ними распределяли на работу: кто-то остался при тресте, кого-то определили в центральную автобазу водителями, кого-то устроили трактористами. Вместе с товарищем меня приняли в ЦРМО-1 слесарями-ремонтниками. Уже после этого я освоил профессию. Так началась наша трудовая деятельность на Казахстанской Магнитке.
В ЦРМО-1 Валерий Александрович проработал 19 лет, занимался обслуживанием оборудования агломерационного и доменного производств. Был слесарем, бригадиром, мастером смены, начальником участка. Участков в цехе было четыре, из них три – ремонтные, и одна мастерская, где трудились токари, фрезеровщики и представители других специальностей. Валерий Горелкин работал на первом участке, коллектив которого состоял не менее чем из пятидесяти человек, распределенных по восьми бригадам. Ремонты выполнялись по заранее составленному графику, обязательно проводилась подготовка к ремонтам, и практически всегда персонал укладывался в установленные сроки, отлично справляясь со своими обязанностями.
Несмотря на непростые условия труда, на работу Валерий Александрович всегда шел с радостью. Во многом такому настрою способствовал молодой и дружный коллектив, у которого спорилось любое дело, да и необходимого оборудования с каждым годом становилось все больше. Повышались профессиональные знания работников: строящийся город предоставлял все возможности для обучения по востребованным на комбинате специальностям, много молодых людей, уже обзаведшихся семьей, поступали на вечерние и заочные отделения техникумов и завода-втуз. А потом в цеха стали приходить подросшие дети тех, кто в 50-60-х годах приехал на Казахстанскую Магнитку по комсомольским путевкам, благодаря чему активно развивалось наставничество. Свой опыт и знания передавал молодежи и Валерий Александрович: учил, объяснял, показывал. Он помог освоить профессию десяткам выпускников профтехучилищ, многие из которых остались на комбинате и, в свою очередь, стали наставниками для следующего поколения работников, связавших свою жизнь с ремонтом оборудования.
После окончания заочного отделения Ташкентского техникума Валерия Горелкина перевели в механики по ремонту механического оборудованию на вторую аглофабрику, где он проработал еще 21 год. В Темиртау мужчина женился, в браке родились дети. Город рос на глазах, строительство микрорайонов шло быстрыми темпами, ведь нужно было обеспечивать квартирами работников комбината, многие из которых – высококвалифицированные специалисты — приезжали на Казахстанскую Магнитку по вызовам с Урала. Среди них было немало семейных, так что жилищный вопрос представлял большую актуальность. Однако в других городах он решался не так хорошо, как в Темиртау: на том же Урале работники стояли в очереди на квартиры годами. Здесь же им представлялась хорошая возможность быстро получить заветные квадратные метры.
-На месте 70-го квартала был пустырь. Там была установлена деревянная трибуна, возле которой мы гоняли в футбол, — говорит Валерий Александрович. – И буквально за три-четыре года на этом пустыре построили высокие дома, ввели в эксплуатацию благоустроенное жилье. Такие темпы строительства просто удивляли.
А вот погода темиртаусцев в 1960-е-начале 70-х годов не особо радовала: зимой здесь были такие сильные бураны, что дома заносило снегом до второго этажа, а люди ходили на работу небольшими группами, чтобы не потеряться в белой пелене. Бураны могли бушевать по две недели, а в степи и вовсе доходило до ураганов. Снегом заносило трамвайные пути, возникали перебои в работе общественного транспорта. Для того, чтобы рабочие могли добираться до комбината, и возвращаться домой со смены, к огромному трактору прикрепляли длинный грузовой прицеп, на котором и ехали люди. Дороги старались как можно скорее расчистить снегоуборочной техникой, но вскоре их вновь заносило. Но несмотря на сложные погодные условия в холодное время года, в городе работало много удобных автобусных маршрутов. Все было сделано для того, чтобы пассажиры могли без лишних неудобств добираться на работу. Стоит отметить, что раньше жителям Темиртау доплачивали за сложные климатические условия: их зарплаты были на 30% выше, чем у жителей многих других городов. Такой подход тоже помогал привлекать на комбинат новые кадры.
В Темиртау Валерий Александрович живет уже более полувека. Можно сказать, что здесь он пустил корни, прочно обосновался, в отличие от многих бывших солдат-срочников, вместе с которыми мужчина приехал сюда. Пожив в городе металлургов несколько лет, она уехали искать счастья в другие края.
-Мой хороший товарищ, вместе с которым я жил в одной комнате общежития после приезда в город, и вместе с которым десять лет трудился в одном цехе, все же уехал с женой в Череповец, — говорит Валерий Александрович. – С ребятами, оставшимися работать в тресте, я первое время общался, но потом и они разъехались. Из той сотни демобилизовавшихся в Темиртау остались лишь единицы.
Сын и дочь Валерия Александровича сейчас тоже живут в Темиртау. Сын работает электриком в листопрокатном цехе, дочь – экономистом в подрядной организации. Есть у мужчины и внуки, двое из которых живут и работают в России. Там они остались после окончания томского вуза. Профессии внуки выбрали в сфере управления.
Сейчас Валерий Александрович поддерживает связь с бывшими коллегами: пожилые люди часто созваниваются, общаются, обмениваются мнениями по разным вопросам. Переживают, когда кто-то из знакомых работников комбината уходит из жизни. Чем могут, помогают детям, и радуются хорошим новостям о жизни города. Для тех, кому Темиртау стал родным, даже маленькое положительное событие имеет важное значение.
Кира Щербакова