Ираиду Назарову на работе называли Ириной, а сейчас друзья и знакомые зовут ее Галиной – такое имя было дано женщине при крещении, когда она была ребенком. По просьбе нашей героини, в материале мы будем называть ее Галиной, и расскажем о ее долгой и плодотворной работе на комбинате, которая продолжалась почти 40 лет.
Галина Александровна родом из города Белово Кемеровской области. Окончив седьмой класс, в 1956-м году она поступила в Новокузнецкий металлургический техникум по специальности «Контрольно-измерительные приборы и автоматика». После окончания учебы в 1960-м году, выпускница по распределению была направлена в Ярославль, на нефтеперерабатываю- щий завод. Проработать там нужно было как минимум три года, но будущий тогда муж Галины Александровны – Николай Николаевич, вместе с которым она училась в техникуме, «атаковал» понравившуюся ему девушку письмами, телеграммами и телефонными звонками (как известно, для того чтобы позвонить в другой город в 60-х годах, нужно было заказывать телефонные переговоры в переговорном пункте). Николай жил и работал в Алма-Ате, куда уехал после получения диплома к родителям, и просил, чтобы Галина перебралась к нему. Девушка долго не соглашалась, парень продолжал писать. Посланий было так много, что их у невесты накопился целый чемодан.
-Я не знала, как мне быть. Я получила подъемные, мне нужно было отрабатывать диплом, руководство завода на меня надеялось, куда я могла поехать? — вспоминает Галина Александровна. – Но Николай не отступал. Тогда я решилась пойти к начальнику и все ему рассказать – на тот момент я проработала на заводе только восемь месяцев. Начальник вошел в мое положение, он помог мне рассчитаться с работы. Я уехала к Николаю, мы поженились и прожили вместе 54 года. А если бы меня тогда не отпустили, наши пути со временем бы разошлись. Как хорошо, что мне тогда пошли навстречу.
Приехав в Алма-Ату, Галина Александровна устроилась работать в «КазПромСтройПроект», делала чертежи разной сложности. Но, как и многих молодых людей в 60-е, супругов манила строящаяся Казахстанская Магнитка, тем более что на комбинат требовались специалисты-киповцы. Перебравшись вместе с мужем в Темиртау, Галина Александровна прошла длинный трудовой путь: работала сначала электромехаником по КИП и А в шлакоперерабатывающем цехе, в последствии — специалистом-техником, инженером, старшим инженером, начальником бюро КИП и А и связи, заместителем начальника отдела технического снабжения по оборудованию. Труд в отделе был очень непростым, ведь нужно было снабжать самым необходимым – тем, от чего зависело производство — все цеха огромного предприятия, а для этого – постоянно вести телефонные переговоры, ездить в командировки, в том числе, в Москву, ходить по кабинетам начальников. Ответственность была большая.
-Многие нам приходилось, что называется, «доставать» и «выбивать», — говорит Галина Александровна. – Например, подшипники в прокатных цеха «летели» только так, а давали их в небольших количествах. И вот я постоянно «висела» на телефоне, просила подшипники. Получали десять штук, а они вскоре изнашивались, требовались новые. И так каждый день. Также я заказывала медицинское оборудование для поликлиник, стационара и больницы, укомплектовывала их. Работы всегда было немало.
Довелось Галине Александровне пожить за границей: в конце 80-х ее мужу, который долгие годы работал в Центральной лаборатории метрологии, был заместителем начальника, а впоследствии начальником одного из важнейших для комбината подразделений, пришло приглашение на работу в индийский город со сложным названием Вишакхапа́тнам, где строился металлургический завод. Как известно, в советское время было распространенной практикой отправлять лучших специалистов в страны, где имелись похожие промышленные предприятия, и там они делились с иностранными коллегами своими знаниями и опытом. Вот только отпускать двух хороших работников на несколько лет с комбината долго не хотели.
-Директором комбината в то время был Олег Сосковец, — говорит Галина Александровна. – Он сразу сказал, что не подпишет наши заявления. Я стала уговаривать: «Олег Николаевич, мы ничего толком в жизни не видели, дайте нам съездить в Индию!» Он ни в какую. Мы продолжали разговаривать, и я сказала: «Вот мы уедем, а когда вернемся, вас не будет здесь». Директор резко поднялся со стула: «А куда ж я денусь?!». Я ответила: «Ваше место в правительстве, в Москве». Через несколько лет мы встретились в коридоре заводоуправления, и Олег Николаевич вспомнил мои слова и признал, что я была права. В Индию он нас тогда все же отпустил.
В Индии супруги пробыли три года, жили в поселке недалеко от завода, куда съехались около 700 советских граждан. За это время Галина Александровна с мужем обзавелись множеством друзе из числа местных, часто ходили друг к другу в гости. Друзья предлагали специалистам из далекого Казахстана остаться подольше, но начался распад Советского Союза. Помедли еще немного, и найти работу в Темиртау было бы очень непросто, и с возвращением на родину возникли бы большие сложности. И хотя супруги уже начала ходатайствовать о продлении срока контракта, им пришлось вернуться.
После возвращения в 1992-м году Галину Александровну трудоустроили в отдел технического снабжения, хотя женщина, которой оставалось совсем немного до пенсии, не хотела вновь идти на эту тяжелую работу. Однако уговорили. Там она проработала около года, после чего ее перевели заместителем начальника финансового отдела.
-Шли 90-е годы, денег не было, и комбинат работал по взаимозачету, — вспоминает Галина Назарова. – Тогда нам как раз привезли компьютеры, и мне нужно было ввести в них всю информацию, весь бухгалтерский учет. Это поручение я выполнила. Работа у нас хорошо наладилась, цеха обеспечивались всем необходимым, компьютеры существенно облегчали ежедневный труд. И тут прибыли покупатели комбината. Новость о его продаже стала для нас крайне неожиданной.
В финансовом отделе Галина Александровна проработала много лет, уже будучи на пенсии. Ее профессионализм, трудолюбие высоко ценило и новое руководство. Об этом говорит и то, что отпускать на заслуженные отдых женщину не хотели. Когда в 2002-м году был подписан приказ о ее увольнении, в управлении комбината «поднялась тревога». А подписан приказ был после того, как Галина Александровна сходила в отдел кадров, и сама попросила «отпустить» ее. На тот момент она имела трудовой стаж более 40 лет.
Бывшие руководители до сих пор поддерживают общение с женщиной и поздравляют ее с праздниками. В почете был и муж Галины Александровны: как во времена, когда предприятие называли Казахстанской Магниткой, так и после появления нового владельца. Нередко Николаю Николаевичу давали важные поручения: так директором комбината Александром Свичинским он был назначен ответственным за строительство трубоэлектросварочного цеха. Для того, чтобы запустить новый цех, пришлось приложить немало усилий, часто ездить в командировки в Россию, посещать аналогичное производство. В 2016-м году Николай Николаевич, к сожалению, ушел из жизни.
У Галины Александровны есть сын Андрей и дочь Татьяна, а также внуки. Сын возглавляет ТОО «Магнитка», дочь приобрела профессию медсестры. Сейчас она работает вместе с братом.
Галина Александровна ведет активный образ жизни: она часто посещает мероприятия, которые организует известная темиртауская активистка и спортсменка Ярослава Косулина, будь то встречи пенсионеров в библиотеке или дискотека в парке «Восток». Такие мероприятия дают пожилым людям радость общения, а это в наше время очень важно.
Факт о Темиртау: Чертежи для большого центрального фонтана, который работал раньше в городском парке «Восток», были выполнены в Армении: за ними летал на самолете Николай Назаров. Заказывал проект металлургический комбинат, где и был изготовлен фонтан.
Кира Щербакова