Александр Карпов – мастер производственного участка смолоперерабатывающего цеха коксохимпроизводства. В этом цехе он работает уже более 30-ти лет, и ни разу не менял место работы. О цехе, который Александр Николаевич очень хорошо знает, о том, какую продукцию он производит, и о своей работе мастер рассказал в интервью нашей газете.
-Александр Николаевич, расскажите, как начиналась ваша трудовая деятельность на комбинате?
-На комбинат я пришел в 1989-м году – в то время я еще учился в металлургическом техникуме на последнем курсе. Учился и работал в пекококсовом отделении смолоперерабатывающего цеха аппаратчиком по загрузке пека. В 1990-м году окончил техникум по специальности «Техник-технолог коксохимпроизводства», потом меня призвали в армию. Два года отслужил в Германии и вернулся назад на коксохим. Со временем получил пятый разряд аппаратчика установки высокотемпературного пека. В 1995-м году пекококсовое отделение закрыли – это было одно из отделений смолоперерабатывающего цеха, печи остановили. В этом же году я стал исполнять обязанности начальника смены, потом прошел курсы бригадиров, стал бригадиром в бригаде № 1 на основном участке. После этого также исполнял обязанности подменного начальника смены, в 2001-м году меня утвердили в этой должности, так я работал до 2017-го года. Когда начальник цеха и замначальника уволились, и пришел новый руководитель Александр Владимирович Емельянов, я перешел на должность мастера производственного участка, в которой работаю по сегодняшний день. Кроме того, исполняю обязанности начальника цеха во время его отсутствия, потому что эту единицу сократили, а работа осталась.
-Расскажите о своем цехе…
-Смолперерабатывающий цех состоит из четырех отделений: дистилляции, кристаллизации, подготовки пека и склада смолы и масел. Цех перерабатывает смолу, которая получается в процессе коксования коксовых печей – это побочный продукт выдачи батареями кокса. В процессе разгонки этой каменноугольной смолы мы производим продукцию, пользующуюся большим спросом как на внешнем рынке, в том числе в дальнем зарубежье, так и на внутреннем. Среди большого ассортимента того, что выпускает наш цех – пек – он необходим для изготовления электродов электродуговых печей, используемых для производства алюминия, нафталин – универсальная присадка для производства пластмассы и другой продукции, коксохимическое сырье, без которой не получится сделать резину. Так что цех у нас рентабельный. Сейчас в нем работает около 70 человек, штат не полностью сформирован, и численность варьируется. Год назад у нас было всего 56 человек, людей тогда не хватало. Однако мы всегда справлялись, и сейчас справляемся с поставленной задачей, выпускаем продукцию. Мы пытаемся расширить штат, чтобы снизить нагрузку на персонал. Подали предложение, которое сейчас рассматривается в администрации. Как известно, на коксохимпроизводстве планируется строительство восьмой и девятой коксовых батарей, следовательно, смолы будут улавливаться больше, и нам придется увеличиваться по производству. Так что и людей должно стать больше.
-В смолоперерабатывающем цехе очень непростые условия труда. Молодежь к вам приходит?
-Сейчас молодежь вообще неохотно трудоустраивается на комбинат, но к нам приходят молодые ребята. Мы их обучаем, и многие уже доросли до шестого разряда. Оттока персонала с цеха практически нет, никто не переводится в другие подразделения. У нас очень хороший коллектив, где все друг другу помогают, и работаем мы слаженно. Это самое главное. Для того чтобы обезопасить себя, наши работники применяют средства индивидуальной защиты. У нас есть полнолицевые маски наподобие противогаза, которые используются при погрузке цистерн: в них ребята дышат и не получают ожоги лица, не вдыхают пары. Предохранительные пояса предостерегают их от падения. А мы стараемся обеспечивать работников СИЗами – чем больше, тем лучше, чтобы снизить воздействие химии на организм человека.
-Планируется ли в вашем цехе модернизация?
-Хотелось бы, так как оборудование уже старое. С приходом нового директора, который сам работал на коксохимпроизводстве в России, вопрос периодически поднимают. Наш цех важен, потому что если смолу не перерабатывать, то куда ее девать? Тем более, что коксохимпроизводств на территории постсоветского пространства много, а смолперерабатывающих заводов – мало. Поэтому есть понимание проблемы и видение, как можно наш цех модернизировать. Сейчас у нас всегда имеется резервное оборудование на случай, если что-то сломается. Так что модернизация вполне возможна. Если мы это докажем и все правильно обоснуем, в том числе финансово, нам пойдут навстречу.
-Вы давно на комбинате. А кто-то из ваших родственников работает на АО «АМТ»?
-Нет. Супруга – парикмахер, а сын с семьей четыре года назад уехали в США: они выиграли «Грин карту». Первые два года им было тяжело, но сейчас все нормально. У сына трое детей, третий родился уже в Америке.
-Как предпочитаете проводить свободное время?
-Свободного времени немного. Рабочий день до 17.00, но так как персонала иногда не хватает, приходится задерживаться. По выходным мы с женой ездим отдыхать в зону отдыха, на природу, ходим на пляж, во время отпуска стараемся поехать к морю. Так что на досуг не жалуемся.
Кира Щербакова