Пить или не пить? Непростой молочный вопрос

Как известно, снабжение работников АО «АМТ» молоком, положенным им за вредные условия труда, входит в топ-список давних проблемных вопросов, которые не удается полностью решить уже много лет. Несмотря на смену производителя пакетированного молока, так называемые «молочные» претензии не прекращаются, и, хотя высказывают их люди нечасто (сегодня на комбинате имеется немало и других важных проблем), вопрос от этого не становится менее значимым, ведь речь идет о здоровье людей. Для того, чтобы понять, что именно вызывает нарекания, мы пообщались с работниками нескольких цехов. Ответы услышали довольно содержательные.

«Вода водой» — так говорили работники о пакетированном молоке. Кто-то был менее категоричен: «Да пойдет. Каши на нем варим». Признаться, услышав это, мы испытали дежавю, ведь то же самое – почти слово в слово люди говорили о молоке фирмы «Aiza». Его на комбинате помнят, и, наверное, будут помнить еще долго, ведь оно действительно неповторимо. И до сих пор непонятно: а что это было? Ведь раньше на синеньких пакетиках с изображением веселой коровы было написано «молочный продукт», но так как по закону работников, трудящихся во вредных условиях должны обеспечивать именно молоком, название со временем сменилось. На пакетах стали писать слово «молоко», вот только изменений потребители не почувствовали – ни по вкусу, ни по жирности, ни по чему-то еще. Сейчас продукт называется «молоко «Молокоша». Такой вот тавтологический «креатив».

О молоке фирмы «Aiza» наша газета писала не раз. Материалы, понятное дело, были критические. Потом поставщика, ко всеобщему облегчению, все же сменили. Качество молока стало получше, ведь с тем, что люди получали раньше, наверное, уже ничто не сравниться. Вот только качество молока работников все равно устраивает слабо, мягко выражаясь. В связи с этим несколько собеседников вспомнили короткий период, когда на комбинат завозили молоко другого производителя (какого – писать не будем, иначе получится реклама). Тогда-то работники и ощутили разницу. Понятно, что стоит такая альтернатива на порядок дороже того, что мы имеем сейчас, а на комбинате давно действует правило: сколько средств дают, на столько и покупают. Вопрос качества здесь уже второстепенный.

Конечно, каждый продукт, а тем более тот, на поставку которого заключается крупный контракт, имеет соответствующие документы, именуемые сертификатами. Понятно, что содержимое пакетов должно соответствовать тому, что написано в этих сертификатах, а также на упаковке по жирности и другим важным параметрам. Но у людей, далеких от молочной промышленности, лабораторных исследований и прочих «научных заморочек» — простых потребителей есть свои, так сказать, народные способы определения качества молока. Так как же можно отличить по-настоящему хорошее молоко от того, которое «не очень»? Да просто: если у человека после трудовой смены возникает желание выпить стакан свежего «коровьего продукта», значит, он хорошего качества. У нас же: «варим каши», и «ну, пить можно…». Этим все сказано.

Высказались работники и о самой молочной таре. По их словам, было бы куда лучше, если бы молоко выдавали в тетрапакетах, то есть коробочках. Сейчас многие производители предлагают тетрапакеты с закручивающимися крышками, чтобы можно было открыть, налить, и снова закрыть. В условиях производства это было бы намного удобнее в плане хранения уже открытых пакетов.

После всего вышеописанного неудивительно, что многие работники предпочитают вместо свежего молока концентрированное в банках. Нареканий к его качеству мы не слышали: все-таки производится оно в Беларуси. Но вот с его поставками на комбинат периодически случаются перебои. Последний был только недавно: концентрированное молоко отсутствовало несколько недель. Хорошо, что в некоторых буфетах имелись небольшие запасы «концентрашки», поэтому последствия ощущались не так сильно. Причина, как нам стало известно — временные трудности с логистикой из-за непростой ситуации, вызванной спецоперацией России в Украине. Объяснение, конечно, понятное, вот только перебои в поставках были и раньше. И работникам комбината от объяснений, почему так происходит, мало прока, и отсутствие молока – вовсе не их проблема. Людям нужно, чтобы в буфетах было все, что им положено, и без перерывов. А вникать в перипетии взаимоотношений фирмы, обеспечивающей АО «АМТ» молоком с поставщиками и прочими задействованными в процессе поставок лицами простым рабочим совсем не хочется.

Возникают вопросы и по стоимости концентрированного молока: за одну банку нужно отдать три талона по 180 тенге каждый. Получается 540 тенге (об этом наша газета писала в материале «Молоко «по спеццене» от 16 марта 2022 года. Статью с ответом ТОО «BACKUP SERVICE RESORTS» (далее по тексту – ТОО «BSR») на официальный письменный запрос редакции можно найти на сайте нашей газеты). Понятно, что с момента выхода материала цены на продукты существенно выросли, но за 540 тенге работники комбината начали отовариваться задолго до очередного повышения, в то время, когда цена такого же баночного молока даже в самых дорогих магазинах города не превышала 350-400 тенге. В конце длинного ответа ТОО «BSR» написано, что «разница между стоимостью закупа и стоимостью реализации обусловлена необходимостью предприятия выплачивать заработную плату, нести расходы, связанные с производственной деятельностью, не говоря уже о прибыли. К тому же необходимо учитывать доставку молока во все подразделения АО «АМТ» не только стального, угольного департаментов и т. д». Вот так: не хотят работники пить пакетированное молоко, которое – вода водой, так пусть выкладывают за концентрированное намного дороже, чем в магазинах, ведь фирме «BSR» нужно зарплату платить и расходы покрывать. Вот только причем тут простые рабочие – опять же непонятно.

Во время перебоев с поставками концентрированного молока заказы от буфетов на молоко пакетированное существенно увеличивается – примерно в три раза. Похожая ситуация наблюдается в конце месяца, так как многие работники накапливают талоны и забирают молоко, что называется, оптом – потому что людям так удобнее. В такие периоды в каждый буфет доставляют большое количество ящиков, которые работницы буфетов и столовых — все женщины – вынуждены перетаскивать на себе. Выгрузят ящики за несколько метров от столовой – остальное делайте сами. Почему ТОО «BSR» не предоставляет в помощь своим работницам грузчиков – очередной вопрос. Понятно, что о персонале в наше время особо заботиться не привыкли, но все же. Отметим, что женщины-работницы ТОО «BSR» нам не жаловались, ведь проблем никто не хочет. О тяжелых ящиках мы услышали от председателей. А работодатель об этой ситуации знает?

Взявшись за тему обеспечения работников комбината молоком, мы не могли не остановиться на электронной системе выдачи молока, которая могла бы позволить отойти от бумажных талонов и высвободить людские ресурсы (распределение талонов – дело хлопотное, вопрос доплаты людям, им занимающимся, долгое время не находил решения, но дело уже сдвинулось с мертвой точки). Казалось бы, все очень удобно: к считывающему устройству прикладывается пропуск, на экране монитора отображается информация об имеющихся талонах, потом часть талонов списывается, молоко выдается. Но только работает новая система с частыми перебоями, поэтому отказаться от бумажных талонов пока не получается. За комментариями мы обратились к начальнику отдела обеспечения социально-бытовых условий АО «АМТ» Людмиле Даниленко, которая ответила, что программа еще внедряется, и внедряется она уже два года. Все дальнейшие вопросы – к ГИВЦ. Получить комментарии от представителей этого подразделения пока не удалось. В ближайшем номере газеты мы планируем опубликовать ответы специалистов на имеющиеся у нас вопросы. Также наша редакция направила официальный письменный запрос в ТОО «BSR» о предпринимаемых фирмой мерах по обеспечению бесперебойных поставок баночного молока и возможности замены производителя пакетированного молока. Так что «молочная тема» будет продолжена.

Кира Щербакова