«Нас еще называют «спецназем»

Грузчик сырья и топлива участка шихтоподготовки Олег Мавлеев пришел на аглопроизводство 27 лет назад, а его общий трудовой стаж – и того больше. Работать Олег Ромазанович начал рано, за долгие годы освоил несколько профессий, в том числе морских, многое узнал и повидал в жизни. О своем интересном и насыщенном трудовом пути работник рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

-Олег Ромазанович, расскажите, как началась ваша трудовая деятельность?

-Сам я уроженец поселка Актау Карагандинской области. Работать начал рано: сначала был учеником токаря, потом токарем. Но так как самого детства я мечтал посмотреть море, то после окончания вечерней школы уехал в Находку Приморского края, где окончил мореходное училище на матроса первого класса. До армии успел поработать на двух рыболовных судах: рыбообработчиком, на добыче рыбы, а даже старшим рулевым — вел судно по заданному курсу под командованием штурмана. Рыбу мы ловили возле берегов Японии, Аляски, видели их издалека, но на берег нас не выпускали – в то время получить визу было очень непросто. Потом меня отправили служить на Камчатку. После армии я вернулся в родной поселок Актау, побыл там какое-то время, и снова уехал в Приморье работать в Приморском морском пароходстве старшим рулевым на танкерах. Мы перевозили топливо, в основном, бензин, и даже питьевую воду доставляли на Магадан для геологов. В общем, моя мечта посмотреть море сбылась, и, получилось так, что я снова вернулся в Актау. Устроился в ЖКО: в то время мы устанавливали бойлеры вместо котельных. Работа была интересная, мне она нравилась. Потом я работал в подразделении Казцемремонта, находящемся в поселке: сначала слесарем-ремонтником, а через четыре года перевелся в цех обжига. Через год меня попросили прийти на глиносушилку цемзавода машинистом роторного экскаватора. В 1992-году я поработал на БелАЗах на угольном разрезе уже от другого предприятия, а в 1995-м году устроился на комбинат: пришел на участок шихтоподготовки грузчиком сырья и топлива – это, нужно отметить, редкая профессия. С тех пор здесь и тружусь.

-Расскажите о своей работе…

-Нас еще называют «спецназ», потому что мы всех подменяем. Мы обучены и на дробильщиков, и на бригадиров, и на машинистов конвейеров. Если где-то нет человека, нас ставят туда. Мы работаем какое-то время на новом месте, потом возвращаемся к своим основным обязанностям. Принимаем сырье – кокс, уголь для агломашины, своевременно снабжаем ими наш цех. У нас много физического руда: это и разбивка глыб кувалдой, когда сырье смерзается, и расчистка железнодорожных путей, чтобы вагоны не сходили, и много чего еще. Все вручную, лучшего для нас пока не придумали. Но сейчас работать нам легче, чем было раньше, потому что уже нет такого большого количества вагонов. Уголь мы принимаем, в основном, машинами, и экскаватор есть для зачистки вагонов зимой, а вот раньше все вручную выбивали.

-Большой у вас коллектив?

-Сейчас нас пятеро грузчиков сырья и топлива: по одному в смене на приемных бункерах, и один подменяющий. Раньше же в каждой бригаде было по четыре человека – всего 16, но тогда и работы было намного больше. Зимой нам в помощь дают двух подрядчиков, потому что в холодное время года объем работы увеличивается. Труд у нас непростой, но я не привык искать, где полегче. Как пришел сюда почти 30 лет назад, так и остался. 31 мая выхожу на заслуженный отдых. Пенсию я уже оформил.

-Кто-то из ваших родственников еще работает на комбинате?

-Нет. У меня три дочери, все они работаю в городе. Считаю, что комбинат для девушек – не лучшее место. Старший брат живет в Шахтинске, у него свое предприятие по производству изделий из металла. Младший брат живет во Владивостоке и всю жизнь ходит моряком — у него тоже тяга к морю.

-Вы уже дедушка?

-У меня три внука и внучка, и даже правнук есть в поселке Актау. Так что я уже прадедушка.

-Чем планируете заниматься на пенсии?

-Как и многие: проводить время с внуками, заниматься домашними делами, ходить и ездить в гости к родственникам – многие из них живут в России. Наверное, буду скучать без работы, но куда уже трудиться? И так лишние полгода отработала после достижения пенсионного возраста: попросили остаться, так как была зима, я, конечно, согласился. Свой стаж я давно уже выработал, так что буду отдыхать.

Кира Щербакова