«Все приборы и автоматика – наши»

В этом году портрет начальника кислородного участка центральной лаборатории метрологии Талгата Абишева был размещен на Доске почета – и вполне заслуженно, ведь на комбинате он трудится не один десяток лет, выполняя работу, без которой цеха предприятия не смогли бы функционировать. О своем непростом, но очень интересном деле Талгат Наурзбаевич рассказал в интервью газете «Магнитка плюс».

-Талгат Наурзбаевич, как давно вы пришли на комбинат?

-Я учился в ГПТУ №138 на слесаря КИПиА с 1977-го по 1980-й годы, и после окончания, перед самым Днем металлурга устроился в центральную лабораторию метрологии. Меня сразу же закрепили за хорошими наставниками: это мой первый мастер Петр Карпович Штрейденбергер, бригадиры С.В. Беляк и А.М. Гапаньков. Работать я начал на том же участке, где проходил практику во время обучения, так что многое мне было уже знакомо, что облегчило освоение профессии. Со временем я окончил политехнический колледж, далее институт по специальности «Автоматизация», и постепенно «дорос» до начальника кислородного участка. Сейчас мой трудовой стаж составляет 42 года.

-В чем сейчас заключается ваша работа?

-Моя основная задача — организация бесперебойной работы участка, а делать для этого нужно многое. Кроме того, в связи с нехваткой кадров – в нашем коллективе всего семь человек, включая меня — иногда мне приходится работать слесарем КИП и А. Все приборы, вся автоматика на кислородном производстве – наши. А приборов очень много, и все они разные. Есть современные, есть и те, которые устанавливали еще в 1960-х годах. И со всеми нужно уметь правильно обращаться, правильно их обслуживать.

-Современные приборы сильно отличаются от своих предшественников?

-Да, конечно. Сейчас все компьютеризировано, сигналы с приборов и автоматики передаются непосредственно на компьютер. С одной стороны, работать стало легче, но с другой стороны необходимо быть более образованным, знать компьютерные технологии и хорошо разбираться в электронике. Так что есть как плюсы, так и минусы.

-Вам много приходится ходить по участку?

-Мой участок очень разбросанный, он простирается от аглофабрики до конвертерного цеха. Кроме того, сам кислородный цех делится на два участка, одни из которых находится за территорией комбината, другой — на его территории. Расстояние между объектами – от 5 до 10 километров. Сейчас я езжу на своей машине, а, когда ее не было, приходилось ходить пешком. КИПовцам всегда приходилось непросто. Например, раньше я обслуживал береговые насосные станции. На этом участке много удаленных объектов, и до них специалисты КИПиА ходили пешком. Такая у нас работа.

-Есть какие-то отличия работы на кислородном участке от работы на других участках комбината?

-Если, к примеру, прокатный стан можно остановить, то процесс разделения воздуха остановить нельзя. И аппаратчик ведет процесс разделения воздуха только по показаниям приборов. По-другому отследить его не получится. Кроме того, у нас есть кислородно-разделительный пункт, который подает кислород и азот на конвертерный цех, и в этом пункте много автоматики. И прекратить подачу кислорода и азота на конвертеры тоже нельзя. То есть мы обслуживаем очень важные объекты. Без них производство на комбинате просто встанет.

-Вы сказали про нехватку специалистов КИПиА. Как вы считаете, с чем она связана?

-На комбинате наша специальность считается второстепенной, и зарплата у нас меньше, чем у представителей основных профессий. Даже простой слесарь получает больше, чем слесарь КИПиА. И наше производство считается второстепенным, отсюда и небольшие зарплаты. Ребята, которые все же получают специальность КИПовца, потом не хотят идти на комбинат. Если сказать честно, сейчас уже не престижно работать на АО «АМТ». Многих не устраивает оплата труда, поэтому и дефицит кадров.

-Нам известно, что вы, несмотря на непростую работу, совмещаете ее с занятиями спортом. Каким видом спорта занимаетесь?

-Более 20 лет я был физоргом цеха, начинал под руководством председателя цехкома Ивана Ивановича Ярцева. Я не только помогал подготавливать команду к спартакиаде, но сам участвовал в ней по всем видам спорта. Это футбол, баскетбол, волейбол, гиревой спорт, армрестлинг, эстафета, пулевая стрельба и хоккей – раньше по ним проводились соревнования, и другие. Сейчас возраст у меня уже не тот, но в прошлом году я участвовал в соревнованиях по гиревому спорту. Занял четвертое место. В свое время я три года подряд был чемпионом, но недавно появились молодые и более сильные спортсмены, которые начали активно заниматься гиревым спортом. В лыжах, эстафете, кроссе наша команда при моем участии занимала призовые места. Несколько кубков мы смогли завоевать. Сейчас среди моих шести человек есть хороший баскетболист, трое ребят участвовали в прошлом году в эстафете. Вообще в 2021-м году мне повезло: я принял на участок трех человек. Ранее нас оставалось только четверо, так что коллектив увеличился почти наполовину. Теперь я ориентирую новеньких, чтобы они участвовали в соревнованиях по всем видам спорта, и они меня слушаются.

-Вы раньше занимались в каких-то спортивных секциях?

-Нет, я любитель. Ни в какую секцию не ходил, с детства занимался сам. И сейчас занимаюсь.

-У вас есть еще какие-нибудь увлечения?

-Люблю летнюю рыбалку. Зимой редко хожу, но бывает.

-Можете немного рассказать о семье? Кто-то из ваших родственников работает на комбинате?

-Вместе со мной на кислородном участке слесарем КИП и А работает мой родной брат. Также на комбинате трудятся моя жена, двоюродная сестра и племянники. Сын на АО «АМТ» идти не хочет, хотя я его звал. Еще у меня есть две дочери, младшей 10 лет. Какую профессию она выберет, будет ли работать на комбинате – время покажет.


Кира Щербакова