«Вот он – Дедушка Мороз: в яркой шубе, красный нос»

Андрей Абрамов работает начальником района станций «Углерудная» и «Коксохим» УЖДТ. И каждый раз в канун Нового года, на протяжении уже пяти лет он помогает Деду Морозу: переодевается в его костюм, берет мешок с подарками и отправляется по адресам, чтобы поздравить мальчиков и девочек с самым главным праздником. О том, что на комбинате есть свой Дед Мороз сегодня знает, наверное, каждый его работник. И в конце декабря мы решили расспросить Андрея, какового это: дарить детворе ощущение новогоднего чуда.

-Андрей, расскажите, с чего все началось?

-В нашей семье был момент, когда дети хотели, чтобы к ним на Новый год пришел Дед Мороз, а пригласить его не было финансовой возможности. Мы тогда только начали жить самостоятельно, а такое новогоднее поздравление всегда стоило недешево. Тогда я задумался: а сколько еще в городе подобных семей? Лишать детей волшебства лишь потому, что родители не могут заплатить – это очень грустно и неправильно. Ведь стоит только посмотреть в глаза ребенка, когда к нему приходит Дед Мороз, чтобы понять, насколько для него это важно. Да я и сам до сих пор вспоминаю, с какой радостью в детстве встречал цеховых Дед Мороза и Снегурочку – коллег моего отца. Поэтому я поговорил с председателем профкома УЖДТ Виктором Пановым, предложил ему свою идею, и он меня поддержал, за что ему огромное спасибо! С тех пор под Новый год я поздравляю детей работников нашего управления, и иногда других цехов. Кроме того, я приезжаю в семьи «из города», которые не могут себе позволить пригласить главного новогоднего персонажа за плату. Одну из таких семей мы поздравляем уже несколько лет подряд. Точно не скажу, сколько там детей, наверное, двенадцать. Я сам покупаю для них небольшие подарки. Для того, чтобы порадовать ребенка, много не нужно. Главное для него – это увидеть Деда Мороза, поговорить с ним и понять, что сказка рядом.

-К детям приходите со Снегурочкой?

-Раньше мы ходили вместе с женой – она была Снегурочкой. И даже когда жена была беременна, она мне помогала. Сейчас сын маленький, и у нее не всегда есть возможность меня сопровождать. В этом году я точно буду ходить один, так как жена возвращается на работу, и ей просто не до того.

-Стихи вам читают? Поют песенки?

-Стихи читают все, то есть к моему приходу всегда готовы. Есть дети, который первый раз видят Деда Мороза, и они стесняются. Если ребенок ничего не рассказывает, то я сам пою вместе с ним песенку «В лесу родилась елочка», вожу хоровод. Спрашиваю ребенка, как он наряжал елку, прошу показать любимые елочные игрушки. Мама заранее дает мне письмо к Деду Морозу, я его достаю, говорю, что оно до меня дошло. Мы обсуждаем, что бы ребенок хотел получить. Потом я произношу одну из своих заготовленных фраз, например: «Вьюга за окном взметнись, и подарок появись!», достаю из мешка подарок. У меня небольшая программа – около 20-ти минут, не такая продолжительная, как у аниматоров, потому что семьи я объезжаю после работы или в выходные дни.

-Сколько домов вы обходите перед Новым годом?

-Многие дети, которых я поздравлял раньше, уже подросли. А бывало, что в день объезжал до семи квартир. Бывало, люди ждали меня до 12-ти ночи – так я был загружен. К сожалению, иногда приходилось отказывать, потому что я физически не успевал, или из-за непредвиденных обстоятельств. Дети, конечно, расстраивались, ведь они готовились, наряжались, и мне самому было очень неприятно. Но от этого никуда не деться, и я стараюсь поздравлять всех, кто ко мне обращается, по мере своих возможностей.

-У вас хорошая дикция. Вы где-то занимались, может, посещали театральную студию?

-Нет, просто раньше я работал дежурным по станции, управлял поездами, а там нужно иметь четкую, понятную разговорную речь. От моего голоса зависела вся работа станции. Как донесешь до людей информацию, так они и сделают. И, наверное, я еще сам по себе такой. В школе и в университете много разговаривал.

-Дети верят, что вы настоящий Дед Мороз?

-В прошлом году я своих детей поздравил сам. И мой сын, которому сейчас четыре года, недавно сказал: «Папа, а глаза у Деда Мороза были твои! Это был ты!». Он почти целый год думал, смотрел мои фотографии. И сколько бы я ни натягивал бороду повыше, сын меня все же узнал. Да и мешок с подарками он дома видел, я же не могу его каждый раз прятать. Я ответил, что Дед Мороз был занят, ведь ему нужно поздравить очень много детей, и он попросил меня помочь. Сказал, что в этом году придет настоящий Дед Мороз. А у других малышей, которых я поздравляю, сомнений не возникает. Помню, я пришел в одну семью, где были маленькие мальчик и девочка – погодки, и их старший брат лет 13-ти. Мы водили хоровод, и до такой степени разыгрались, что подросток даже стихотворение прочитал. Искра веры тогда пролетела. Младшие, конечно, верили искренне – это было видно по глазам.

-До какого возраста современные дети верят в Деда Мороза?

-Дети верят во все: в Дед Мороза, в Снегурочку, в фей — до тех пор, пока взрослые не начнут говорить, что их не существует. Ребенок моего знакомого верил до 13-ти лет. И, считаю, это прекрасно, потому что ребенок живет в своем сказочном мире, не думает о взрослых делах и проблемах, и такое детство нельзя забирать. Сейчас дети верят в Деда Мороза максимум лет до 10-ти. Все же мы живем в информационном веке, где интернет, разные каналы, передачи, блогеры. Но до 6-ти лет верят абсолютно все.

-Вы верили в Деда Мороза?

-Да, лет, наверное, до 7-8-ми. Потом один из старших братьев сказал мне, что Деда Мороза не существует, что поздравлять нас приходили с папиной работы. Я не верил его словам до последнего. Мне хотелось верить в то, что Дед Мороз есть. Весь наш разговор я сейчас, конечно, не припомню, ведь столько лет прошло.

-Не обиделись тогда на брата?

-Я уже не помню.

-Были какие-то курьезные случаи за время вашей «работы» Дедом Морозом? Ведь маленькие дети очень непосредственны…

-Таких случаев не было, но я заметил, что дети в возрасте от 3-х до 4-х лет могут испугаться Деда Мороза. У меня громкий и немного грубый голос. Да и каким еще голосом должен разговаривать Дед Мороз? Но с маленькими детьми нужно вести себя немного по-другому. Если я захожу в квартиру с таким голосом, дети пугаются. Они могут что-нибудь начудить, убежать или спрятаться. Такое случалось, когда я только начинал и опыта было еще мало. Теперь, когда мне звонят и просят поздравить, я всегда спрашиваю, сколько ребенку лет? Верит ли он в Деда Мороза? Как относится к сказочным персонажам? У меня есть блокнот, в котором я делаю пометки. Заранее для себя решаю, как себя вести, как лучше зайти: громко, или так, будто только что стоял и наблюдал за окном. Может, нужно где-то спрятаться? Чтобы было интереснее, ребенка можно немного разыграть, разговорить. Спросить его, что он любит, а что не любит, что делал недавно, как готовился к Новому году, вместе с кем писал письмо Деду Морозу? Обычно дети, которые уже видели Деда Мороза, разговорчивее. А к тем, кто с ним еще не встречался, нужен особый подход.

-Какие подарки хотят современные дети?

-Почему-то среди тех, кого я поздравляю, много мальчиков: где-то 80%. В прошлом году почти все они просили игрушки «Goojitzu» (Гуджитсу), или машинки с пультом управления. Девочки хотят кукол и домики для них. Так что ничего особенного.

-Вы сами когда-нибудь приглашали домой Деда Мороза? Вам понравилось поздравление?

-Помню, однажды, когда я пригласил Деда Мороза для своих детей, к нам пришла Дед Морозиха, то есть переодетая женщина с внуком-гномиком. Тогда дочери были еще маленькие, но я, конечно, заметил разницу. Дедом Морозом должен быть мужчина. Понимаю, что для кого-то это источник заработка, но все же. Что касается меня, то я все делаю искренне. Я не шоумен, просто хочу дарить детям радость.

-Планируете ли вы и дальше работать Дедом Морозом?

-Знаете, когда Дед Мороз заходит в дом, эмоции ребятишек, то, какими глазами они смотрят, не описать словами. И частично их эмоции, их радость передаются мне. Это необыкновенное ощущение, от которого уже невозможно отказаться. Поэтому я и дальше буду работать Дедом Морозом.

Кира Щербакова