В прошлом номере газеты мы писали о результатах расследования несчастного случая, произошедшего в механическом цехе ТОО «Курылысмет» 27 сентября: женщина получила серьезную травму руки из-за того, что рукав ее рабочей куртки зацепился за оправку станка. После этого было предложено провести конкурс на лучшую спецодежду для станочников. Редакция газеты «Магнитка плюс» также задалась вопросом, что сделает рукав более безопасным: резинка, застежка на липучке, пуговица? Мы решили узнать мнение работников механического цеха, чей ежедневный труд связан со станками и вращающимися механизмами.
По словам станочников, резинка на манжете куртки не будет эффективна, так как обычно она не выдерживает более двух стирок – теряет свою эластичность и быстро растягивается, а стирать спецодежду приходится очень часто. Не выдержит стирки и застежка на липучке. Остается только обычная пуговица: такой вариант станочники посчитали самым оптимальным. Работники уверены, что ее всегда можно пришить, если оторвется, тем более, что с внутренней стороны спецовки имеется запасная. Правда, с поиском иголки и нитки могут возникнуть сложности, но это лучше, чем постоянно подкатывать рукав, как работники вынуждены делать сейчас.
-Сам манжет должен быть сделан качественно. У нас была спецовка, где на обычном рукаве нужно было защипывать складку и застегивать на пуговицу. Это крайне неудобно, — говорит токарь механического цеха Олег Плеханов. — Нам бы подошел такой вариант рукава, как у спецовки для работников ИТР: широкий, плотно прилегающий к руке манжет с пуговицей снаружи. Очень неудобно, когда пуговицу делают с внутренней стороны. На то, чтобы застегнуть, уходит много времени. И такое – на нашей новой спецовке!
С мнением Олега Плеханова согласны и другие работники механического цеха: шлифовщик Николай Ракко и токарь-расточник Нурлан Ташимов. Все они считают, что спецовка должна шиться по индивидуальному размеру. Как известно, сегодня в линейке размеры «скачут» через два, из-за чего многим работникам спецовка велика, и нередко ее приходится ушивать. Понятно, что рабочая куртка и штаны не должны быть «впритык», чтобы зимой под них можно было надеть что-то теплое. Но то, что выдают работникам комбината сейчас, носить нельзя, считают станочники.
-Не учитывается комплекция человека, только его рост, — говорит Олег Плеханов. — Думаю, что в современных условиях нет большой проблемы в том, чтобы снять с работников мерки и пошить спецовки индивидуально. Помню, как-то раньше к нам приходили мастера, спрашивали каждого, какой у него рост, какая комплекция. Но на этом все остановилось, и куда подевались собранные сведения, неизвестно. Конечно, проблему «висящей» спецовки необходимо решать. Простой вопрос: вы позволите себе ходить по улице в одежде, которая вам велика? Купите себе такую? Однозначно, нет. Так почему наше руководство позволяет нам работать в такой спецовке? В ней мы выглядим так, что даже трудно подобрать сравнение.
Правда, насколько будет реально снять мерки с каждого из 13 тысяч работающих в стальном департаменте, кто этим будет заниматься и сможет ли ТОО «ТАА» выполнить объем работы по индивидуальному пошиву спецодежды – большой вопрос. Ответ на него, учитывая сегодняшние реалии, скорее, отрицательный. Если только руководство компании увеличит штат работников швейной фабрики, а заодно повысив зарплату женщинам, занятым изготовлением спецодежды, что ускорит поиск кандидаток на вакансии, тогда предложение станочников, возможно, удастся осуществить.
Также станочники пожаловались на слишком широкие рукава. По их словам, в один рукав можно засунуть сразу две руки, и такого при работе на станках быть не должно. Станочники предлагают сузить рукава в предплечьях, оставив пространство в плечах. Недовольство вызывают и карманами, которые постоянно цепляются за ручки, а все из-за того, что шьют их не там, где нужно. Несколько лет назад работники мехцеха попросили сделать два нагрудных кармана, чтобы было удобно носить при себе небольшие инструменты, линейку, карандаш, телефон и необходимые документы. Но на той спецовке, которую выдают сейчас, по-прежнему один нагрудный карман. Сначала людям объясняли, что это остатки спецодежды прежнего образца, что скоро будет новый вариант. Вот только эти «остатки» все никак не могут закончиться.
-Можно было бы убрать внутренний нагрудный карман, все равно от него нет никакого толка. Сэкономили бы на нем, но добавили бы к спецовке что-то действительно полезное. Сейчас удобства нет никакого, не продумано все как-то, — говорит Олег Плеханов. – Ткань тоже оставляет желать лучшего. В идеале она должна быть тонкой, чтобы при нагрузке рваться. Если бы у работницы нашего цеха, которая получила травму, спецовка порвалась в момент, когда руку стало затягивать в станок, то не было бы и перелома. Но у нас такие условия труда, что в тонкой спецовке работать невозможно. Сейчас температура в цехе 8-12 градусов, зимой она может быть 0 градусов, а иногда доходит до минус двух мороза. Температурный режим не выдерживается, и это очень плохо. Мы вынуждены тепло одеваться, из-за чего двигаться и работать неудобно. Когда в молодости я работал в рубашке, такие несчастные случаи были исключены.
Правда, плотность ткани вовсе не говорит о ее качестве. Работники считают, что раньше оно было намного выше.
-Коленки на брюках быстро протираются, превращаются в сетку, портятся и рукава. Ткань даже не рвется, а как будто ломается в местах сгибов, — говорит Николай Ракко. — Но при этом, ткань жесткая и «не дышит». Если станок тебя зацепит – не порвется. Качество не выдерживает никакой критики.
Понятно, что швейная фабрика шьет спецодежду из того материала, который для нее закупают, а закупают у нас, как известно, то, что подешевле. И проблему неудобной и небезопасной спецодежды ТОО «ТАА» не сможет решить в одиночку. Но и не решать ее совсем нельзя, ведь речь идет о здоровье и трудоспособности людей. Работнице, получившей травму 27 сентября, сделали уже несколько операций на руке – такой серьезный перелом нанес женщине работающий станок, за оправку которого зацепился слишком свободный рукав куртки.
Кира Щербакова