«Сказал что-то и куда-то пошел…»

Завершено расследование смертельного несчастного случая, произошедшего 6 сентября на ТЭЦ ПВС. По заключению комиссии, вины погибшего работника не обнаружено.

Что произошло: 6 сентября бригада в составе двух электрослесарей электрического цеха ТЭЦ ПВС по наряду-допуску в электроустановках производила текущий ремонт электродвигателей мельниц 7 «А», 7 «Б» и мельничных вентиляторов 7 «А», 7 «Б» со снятием напряжения. В 12.15 электрослесари проследовали к электродвигателю мельничного вентилятора 7 «Б». Один из слесарей приступил к выполнению работ на 7 «Б», а второй электрослесарь, 25-ти лет, направился к электродвигателю МВ 7 «А». В 13.00 первый электрослесарь пошел за изоляционным материалом, находившимся у 25-летнего коллеги, и увидел его лежащим на боку в районе электродвигателя дутьевого вентилятора 6 «Б». На момент несчастного случая крышка барно была открыта – напряжение 6кВ. Молодой работник скончался в результате электротравмы.

Результаты расследования: как рассказал главный технический инспектор по ОТ и ТБ профсоюза «Жактау» Игорь Евсюков, комиссия приняла решение о 100%-ой вине работодателя, и вину работника в произошедшем смертельном несчастном случае не усмотрела. Вина работодателя заключается в недостатке обучения работников, кроме того, не было должным образом подготовлено рабочее место, в инструкциях по безопасности и охране труда не было описания правильного приема работы, а также отсутствовал контроль со стороны руководящих работников за проведением работ в электроустановках. Плюс ко всему, погибший работник не был обеспечен сигнализатором напряжения, который подал бы звуковой сигнал и смог бы предотвратить несчастный случай.

-Сигнализаторы напряжения – это дополнительные средства защиты, которые профсоюз предложил к уже имеющимся, — говорит Игорь Евсюков. – Предприятие приняло решение по обеспечению работников сигнализаторами, только оно не было выполнено.


Если говорить о вине работодателя более подробно, то при организации производства работ не были в достаточном количестве установлены знаки и ограждение, исключающие подход персонала к электродвигателям, которые находились под напряжением.

Что касается недостатков обучения, то у погибшего была третья группа электробезопасности без права допуска в электроустановки напряжением свыше тысячи вольт. Однако бригада работала как раз таки в электроустановке напряжением свыше тысячи вольт — осуществляла ремонт электродвигателей напряжением в 6кВ. По системе наряда-допуска работнику, имеющему третью группу электробезопасности, разрешается допуск в электроустановки вместе с производителем работ, у которого есть четвертая группа. И начальник ТЭЦ ПВС, и производитель работ – напарник погибшего говорили о том, что электрослесари работают таким образом в составе бригады постоянно. Возникла двоякая ситуация. С одной стороны получается, что погибшего работника не отпускали работать в электроустановке одного – он работал по наряду-допуску с производителем, который был обязан контролировать его работу. С другой стороны, электрослесари работали на разных двигателях.

Был опрошен напарник погибшего – производитель работ. По его словам, сначала они работали вместе, потом коллега что-то невнятно ему сказал и пошел куда-то. Куда – производитель не понял. По правилу, производитель работ был обязан остановить коллегу и добиться от него понятного ответа по поводу перемещения по цеху, так как непосредственно отвечал за его безопасность, но этого почему-то не было сделано.

-Сначала производитель сказал, что погибший работник ответил ему что-то непонятное – по его выражению, буркнул, и он не понял, куда тот пошел, — говорит Игорь Евсюков. — Но потом производитель сказал, что пошел к своему коллеге, потому что ему нужна была лакоткань: выходит, он знал, куда направился напарник. Показания, как говорится, разошлись. Для решения узкопрофессиональных вопросов комиссия пригласила эксперта из отдела главного энергетика комбината. Его мнение было окончательным: погибший работник не имел права производить данный вид работы.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: прояви представители ТЭЦ ПВС чуть больше ответственности, и этого смертельного несчастного случая могло бы и не быть.


Кира Щербакова