Причины несчастных случаев разные, и хотелось бы, чтобы их не было совсем

На прошлой неделе на АО «АМТ» вновь произошел тяжелый несчастный случай: сильные ожоги получили два машиниста крана конвертерного цеха. К сожалению, в последнее время несчастные случаи на производственных площадках комбината происходят очень часто. Почему так происходит? Насколько эффективна проводимая на предприятии работа в плане профилактики травматизма? За ответами на эти и многие другие вопросы мы обратились к главному техническому инспектору по ОТ и ТБ профсоюза «Жактау» Игорю Евсюкову.
Игорь Евсюков

Игорь Юрьевич, с чем на ваш взгляд, связано большое количество несчастных случаев на комбинате?

С начала года на комбинате произошло 10 тяжелых несчастных случаев, в том числе два групповых, и один – смертельный. В 2020 году таких несчастных случаев было 14, в 2019 – 24. Поэтому говорить о том, что в этом году идет рост количества несчастных случаев преждевременно. Безусловно, за пять месяцев их произошло достаточно много, и хотелось бы, чтобы их не было совсем. Причины, почему так происходит, разные. К сожалению, у нас не до конца проведены мероприятия в части организации безопасной работы. Инструкции по безопасности и охране труда не всегда разработаны по профессиям. То же самое можно сказать о перечне опасностей и рисков, то есть отдельные замечания у нас присутствуют, и, чаще всего, в ходе расследования несчастных случаев мы их отмечаем. Не всегда наши работники обеспечены требуемыми средствами индивидуальной защиты. Со стороны персонала тоже имеют место небезопасные действия, в том числе неиспользование средств индивидуальной защиты, в случае если работодатель их выдал, небезопасное выполнение трудовых операций.

Обстоятельства недавних смертельных несчастных случаев просто поражают: бочка с легковоспламеняющимся материалом находилась в месте проведения сварочных работ (ТЭЦ-2); работник подрядной организации решил пробежать между коксовой батареей и движущимся коксовыталкивателем (коксохимпроизводство). Погибшие – опытные люди с большим стажем. И специалисты, ответственные за организацию работ, тоже, в основном, люди опытные. Может, есть какие-то психологические причины?

Безусловно, они есть. Когда человек знает, какую процедуру нужно выполнить в той или иной ситуации, это хорошо, но аспекты психологии чаще всего у нас не учитываются. Что касается второго случая, то человек может уйти в свои мысли, отвлечься настолько, что будет не в состоянии контролировать среду, в которой он находится, следить за тем, насколько она безопасна. И такое возможно.

По поводу смертельного случая на коксохимпроизводстве: слышали от одного из работников комбината, что на КХП многие так делают (пробегают по коксовой батареи возле работающего коксовыталкивателя), потому что по-другому (то есть безопасно) получается долго и сложно. Рискуют, чтобы работа шла быстрее…

Можно комментировать это следующим образом: человек по какой-то причине первый раз рискует, зная, что ситуация достаточно опасная. Ничего не происходит, он рискует второй раз, третий, четвертый и так далее. У человека может возникнуть мысль, что требования безопасности написаны или не для него, или вообще зря. Он продолжает нарушать – до тех пор, пока кто-нибудь не пострадает. Может, это происходит из-за банального нежелания идти по безопасному, но более длинному маршруту. Человек ссылается на отсутствие времени, на то, что его якобы кто-то понуждает выполнять работу быстрее, и он вынужден рисковать. Объясняет себе, что так будет удобнее. Но мы же понимаем, что должна быть грань между вынужденностью и безопасностью. Если человеку лень обходить, и он предпочитает рисковать, то нужно называть вещи своими именами.

Может, в подобной ситуации играет роль еще одни психологический момент. Работник думает: «Ну другие же ходят в этом месте, а я, значит, буду обходить? Что обо мне подумают в бригаде?» Может, руководителям подразделений стоит обратиться к работникам и сказать: «Вот так и вот так делать нельзя!»?

Я уверен, что руководство это говорит. В большинстве случаев такие моменты отражены в системах проведения инструктажей и проверки знаний. То есть выполнение большинства трудовых операций четко прописано. Я не принимал участия в расследовании несчастного случая на КХП, но уверен, что все опасные места были идентифицированы, и я слышал, в том числе, о запрете движения персонала по данному опасному маршруту. И, я думаю, что смеяться над работником, который соблюдает правила безопасности, сегодня никто не будет. Это время уже прошло. Все понимают, что нужно работать безопасно, поэтому речь идет об единичных случаях, когда работники сами себе находят оправдание при нарушении правил безопасности и охраны труда. Политика безопасности на комбинате дает свои результаты. Я сужу об этом не только по тому, что вижу на производственных площадках, но и по тому, как люди ведут себя дома, в гаражах, на дачах. Они стремятся действовать более безопасно.

На АО «АМТ» внедрялось много программ безопасности и охраны труда, однако тяжелые и смертельные несчастные случаи как происходили, так и происходят. На ваш взгляд, насколько эти программы эффективны в принципе?

Наличие обучающих программ по безопасности и охране труда – это, безусловно, хорошо. Когда компания начинает проводить обучение, она ориентируется на результаты других предприятий, на которых программа уже внедрялась и, по отзывам, дала неплохие результаты. Собственного опыта, естественно, не было, но по результатам других предприятий принимается решение обучить людей по данной программе. Это хорошая инициатива, и, конечно, нужно и дальше заниматься такой работой. Другое дело – реализация программ. Здесь возникает немало вопросов. Очень многое зависит от преподавателя, от того, насколько хорошо он смог донести информацию до слушателей. Взять, к примеру, программу «Смелое лидерство». Сама по себе она хорошая. Лидеры должны быть, более того, они есть в любом коллективе, в том числе, в вопросах безопасности и охраны труда. Но когда данную программу начинают интерпретировать таким образом, что смелыми лидерами должны быть все обученные работники, возникает непонимание по поводу того, каким образом это можно осуществить на практике. Как известно, есть люди ведущие, а есть ведомые – чисто по складу своего характера. Все не могут быть лидерами. А если каждый лидер будет отстаивать собственную правоту, то, по принципу лебедя, рака и щуки каждый потянет воз в свою сторону, и с места он не сдвинется. Вот и получается, что посыл был неплохой, реализация тоже неплохая, обучение — достаточно интересное, но результаты оставляют желать лучшего. Если мы подменяем цели и задачи программы своими представлениями, то дальнейшие усилия могут сойти к нулю.

Большинство программ по технике безопасности, внедряемых на комбинате, пришли к нам из-за рубежа. Может, нужно разработать свою программу, с учетом менталитета наших людей и наших реалий?

Профсоюз говорил об этом не раз, эта идея не раз обсуждалась, и, считаю, у нас есть все предпосылки для того, чтобы создать собственную программу безопасности. Есть хорошая база, знания, опыт. Но, чисто психологически, намного легче выполнять уже предложенную программу, где изначально прописано, как и что нужно делать, где есть ответственные – разработчики, чем создавать программу самим. Поэтому лучший вариант для нас – интерпретация уже известной программы, ее доработка, развитие, улучшение. Изобретать колесо нет смысла.

Профсоюз постоянно вносит различные предложения. В частности, на протяжении нескольких лет мы говорим о том, что оценка профессиональных рисков осуществляется только для рабочих профессий, и это в корне неверно. Она должна осуществляться и для служащих, потому что, когда они находятся на производственных площадках, на них также действуют опасные и вредные производственные факторы, имеются свои риски. И система рисков управляется не сама собой, поэтому важно понимать, кто, как и каким риском по факту управляет. Когда мы будем это знать, ситуация станет на порядок лучше.

Да, на комбинате сформировался собственный менталитет в вопросах безопасности и охраны труда, отличный от корпоративного. Когда к нам приезжают представители корпоративного офиса, и мы с ними разговариваем в профсоюзе, они сами признают, что на нашем комбинате кое-что по-другому, и иногда проверяющие не понимают, почему здесь возникают те или иные ситуации. С другой стороны, когда мы видим несколько высокомерное отношение специалистов внешнего аудита к нашему комбинату, то я не считаю, что оно оправдано.

Сегодня многим работникам комбината приходится трудиться за двоих, а то и за троих на своих рабочих местах, а также работать сверхурочно. Влияет ли такая повышенная нагрузка на частоту несчастных случаев?

Чаще всего, когда человек говорит, что он работает за троих, речь идет о справедливой оплате при замещении представителей других профессий. Допустим, электромонтер является еще и газоэлектросварщиком, и стропальщиком, и водителем погрузчика. И в том случае, когда компания ему не платит за выполнение работы по другой специальности, человек начинает возмущаться и спрашивать: почему так? Ему отвечают: «Ты же отработал восемь часов. Тебя никто не заставлял работать дольше. Почему ты говоришь, что работаешь за троих?» Но те лица, которые так отвечают, лукавят. Они прекрасно понимают, что, если бы не такой работник «три в одном», им было бы необходимо дополнительно держать в штате газоэлектросварщика, стропальщика, водителя и так далее. В интересах работодателя, чтобы один человек владел несколькими профессиями, но ведь любой труд должен быть оплачен. Если компания не нанимает больше персонала, то ей это выгодно. Почему бы не поделиться с работниками?

Безусловно, есть несчастные случаи, связанные с отсутствием персонала, а также с техническим состоянием оборудования. Но чаще всего возникают вопросы к организации труда, обучению, соблюдению установленных правил безопасности. Несчастных случаев, связанных с этими причинами, все же больше.

Ранее председатели профкомов цехов высказывали такое мнение: из-за того, что людям приходится выходить на работу в выходные дни и трудиться сверхурочно, они не отдыхают полноценно, что ведет к снижению концентрации внимания и повышению риска получения травм. Также часть работников вынуждена подрабатывать «в городе» в свободное от основной работы время, чтобы повысить свой доход. То есть, хотят заработать больше, так как зарплата на комбинате невысокая, но качество отдыха при этом страдает…

Тему работы в выходные дни профсоюз поднимает на протяжении уже шести лет. Мы обращались в министерство труда и социальной защиты населения. В ходе обучения в республиканском научно-исследовательском институте охраны труда я задавал вопрос его директору. Также спрашивал республиканских специалистов государственной инспекции труда. Все сознают, что проблема есть, но ее не решают. Этот вопрос мы обсуждали и с руководством АО «АМТ». В частности, мы внесли в новый коллективный договор предложение регламентировать работу в выходные дни. Работа в данном направлении уже ведется, так что будем надеяться на новый коллективный договор. Также мы добиваемся, чтобы в Трудовом кодексе появился регламент, ограничивающий работу в выходные дни. На сегодняшний день он отсутствует. Что касается повышения на комбинате заработной платы, лично я только «за».

Какой процент несчастных случаев происходит из-за неудовлетворительного состояния техники, оборудования, производственных площадок?

Несчастные случаи связаны не только с состоянием оборудования, но и с состоянием технических средств защиты. Несчастных случаев, происходящих по этим причинам, на мой взгляд, процентов 20.

И еще один вопрос: какова роль профсоюза в предотвращении несчастных случаев на комбинате?

Специфика безопасности и охраны труда сводится ко многим вопросам. Это достаточно устойчивая система, которая состоит из обучения – им профсоюз занимается, обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты – и этими вопросами мы занимаемся, контролем проверки знаний, проведением инструктажей – ими мы тоже интересуемся. И вопросом обеспечения рабочих мест техническими средствами защиты профсоюз занимается. И если мы интересуемся действующими республиканскими нормативами на законодательном уровне, то мы интересуемся и корпоративными требованиями безопасности и охраны труда, в частности, требованиями стального департамента. Недавно новый виток получила работа технических инспекторов, инициированная исполнительным директором — польза от нее, без сомнения, большая. И этим вопросом мы занимаемся, как и расследованием несчастных случаев. Мы охватываем все аспекты по мере своих возможностей. Но большую часть работы во всех перечисленных аспектах делает комбинат. Это касается материальных затрат, внедрения программ, обучения персонала и многого другого. Так что очень многое зависит от руководства комбината, а мы, со своей стороны, всегда помогали и будем помогать ему в деле осуществления безопасной работы персонала.

Кира Щербакова

Два несчастных случая, в том числе, один тяжелый и групповой, произошли за последние две недели в конвертерном цехе АО «АМТ».

18 мая, в 15.20 огнеупорщик (53 года, стаж работы – 24 года) выполнял осмотр состояния скользунов безбортного думпкара на предмет баланса погрузки промотходов, так как платформа изначально была односторонне загружена. Во время осмотра произошло разрушение одной из двух фиксирующих платформу скоб, вторая уже была разрушена (!), и промотходы самопроизвольно опрокинулись на рабочую площадку участка, увлекая за собой скрап (весом 50 кг), который при падении травмировал верхнюю часть бедра огнеупорщика. Пострадавший был доставлен в медицинское учреждение города Темиртау. Предварительный диагноз: закрытый перелом верхней трети бедра правой ноги.

25 мая, в миксерном отделении конвертерного цеха в 19.40 в смену с 19.00 до 07.00 машинист мостового крана № 1 (26 лет, стаж работы – 3 месяца), производил подъем ковша № 38 весом 90 тонн с жидким чугуном на лафет, после подъема до уровня налива произошло самопроизвольное опускание ковша, второй машинист (37 лет, стаж работы – 7 лет), находящийся на мостовом кране № 2 побежал помочь. В результате произошло падение ковша на отметку 0.00 м, и машинисты кранов получили термические ожоги. Машинист 26 лет – ожог 3-4 степени волосистой части головы, лица, верхних и нижних конечностей, передней и задней областей грудной клетки площадью 45%. Машинист 37 лет получил ожог 2-3 степени кистей рук, волосистой части головы, лица и спины площадью 30%.

Первоначально пострадавшие были доставлены в ожоговый центр г. Караганды. Проведены реанимационные мероприятия, состояние обоих оценивается как тяжелое. В настоящее время оба пострадавших проходят лечение в клинике Бельгии, куда они были доставлены спецбортом. Лечение полностью оплачивает компания «АрселорМиттал». Несчастный случай расследуется.