«Главное – не устранить причину поломки, а выявить ее»

Среди награжденных медалью «Енбек Ардагери» есть представители разных подразделений комбината, в том числе прокатных цехов. В ЛПЦ-1 уже 45 лет дежурным электромонтером стана 1700 работает Олег Желобицкий. Заслуженную награду он получил в конце прошлого года, что стало для него приятной неожиданностью. В интервью газете «Магнитка плюс» Олег Петрович рассказал о первых шагах в освоении профессии, своих обязанностях, трудовой династии, а также о знакомстве с супругой и увлечениях.

— Олег Петрович, когда вы впервые пришли на комбинат?

— Во время обучения на электромонтера в училище № 138, начиная со второго курса, мы два раза в неделю проходили практику на комбинате, так что с производством я был знаком еще до трудоустройства на постоянную работу в 18-летнем возрасте. В ЛПЦ-1, где я работаю сейчас, во время практики я выполнял легкие виды работ, но это дало мне неплохой опыт, что очень важно для каждого специалиста. И в училищах раньше обучали очень хорошо, давали много по-настоящему полезных знаний. Наверное, в высших учебных заведениях сейчас не учат так, как раньше в училищах. 

Почему вы выбрали эту профессию?

— Я и не думал работать электриком. Когда был подростком, видел людей, которые при помощи монтажных когтей лазят по столбам, и меня эта профессия совсем не привлекала. Но когда пришло время выбирать, я подумал, что электромонтер – наиболее перспективная специальность, по сравнению с другими, которые можно было получить в училище. О своем выборе я не пожалел.

В чем заключается ваша работа?

— В обеспечении бесперебойной работы стана, чтобы он беспрерывно прокатывал металл. На своем участке я должен ежесменно следить за оборудованием, не допускать поломок. Если обнаруживаю какие-то неполадки, то предотвращаю ситуации, связанные с простоем стана. Дело в том, что если случается какая-то поломка на электрооборудовании, стан останавливает производство прокатной продукции, а это влияет на выполнение сменой производственного плана. И чем дольше простой, тем меньше металла прокатает смена. Я считаю, что самое главное в нашей профессии – это не устранить причину поломки, а выявить ее. Для этого существуют различные приборы, инструменты. И часто на выявление причины времени приходится затрачивать намного больше, чем на устранение аварии. Когда устраняешь аварию, уже все известно. Ты знаешь, что нужно делать, и есть ремонтные бригады, которые помогают привести оборудование в нормальное состояние. С выявлением причины все намного сложнее. Еще наша работа заключается в том, чтобы взаимодействовать с другими службами цеха. Если авария или поломка все же произошла, в ее устранении участвуют не только электрики, но также механики, энергетики, гидравлики и другие службы. Такая слаженная команда.  

— Как долго вы обслуживаете стан?

Как пришел в ЛПЦ-1 в 1975-м году дежурным электромонтером, так и обслуживаю по сей день. Наверное, я один из немногих на комбинате, которые весь свой трудовой стаж работают практически на одном месте, в одной бригаде. Более 30-ти лет я был бригадиром, но не так давно бригадирство в сменах отменили, потому что в каждой смене сейчас работает гораздо меньше людей, чем раньше.

— За те годы, что вы работаете в цехе, стан как-то менялся, модернизировался?

— Конечно. В позапрошлом году была проведена существенная реконструкция на моталках. Заменили первую моталку – всего на стане их три. Также заменили часть конвейеров на полетные, построили маслоподвалы. Капитальный ремонт был выполнен серьезный, в нем участвовали все службы цеха, включая нашу. Одна только подготовка велась несколько лет. Оборудование, пришедшее на смену старому, работает от частотных преобразователей. Это совсем другая система управления, ведь предыдущее оборудование работало от постоянного тока. И мы до сих пор учимся, осваиваем новое оборудование.   

— Вам нравится ваша работа?

— Да, хотя она у меня нелегкая. Цех горячий. Летом в нем очень жарко, зимой холодно. Бывает, когда в мороз работаю, пальцев на руках не чувствую.

— Кто-то из ваших родных еще работает на комбинате?                         

Олег Желобицкий с супругой

— Да у нас настоящая, официально признанная династия. Мои родители, будучи молодой супружеской парой, в 1960-х годах приехали в Темиртау из Кривого Рога, где есть аналогичный нашему комбинат. Участвовали в строительстве Казахстанской Магнитки. Время было тяжелое, родители жили в общежитиях. Но несмотря на все трудности, остались здесь. Моя жена Людмила Александровна проработала на комбинате 38 лет, сейчас она на пенсии. С женой я познакомился в нашем цехе еще до службы в армии. Меня призвали в 1976-м году, я отслужил два года и вернулся обратно в ЛПЦ-1. Жена работала машинисткой крана, и была одной из лучших в своем деле. Об этом говорит и то, что ее выбирали для перевалки, то есть смены валков на клетях. Перевалку производили практически вручную, единственные задействованные машины в этом процессе – два крана. Крановщицы должны были выполнить свою работу быстро и качественно, поэтому и выбирали лучших. Так мы с моей тогда еще будущей супругой были в одной смене, а начальником смены был довольно известный на комбинате человек – Тохтар Ибраевич Искаков, который очень долго трудился на комбинате и только недавно вышел на пенсию. На комбинате сейчас работают наши уже взрослые сыновья. Оба они технологи: младший Сергей Олегович – в ЛПЦ-1, старший Олег Олегович – в ЦГЦА. Электромонтером в ЛПЦ-1 работает и мой младший брат. У меня хорошая семья, и она для меня – все.  

— Как вы предпочитаете проводить свободное время?

— Рыбалку я люблю, но времени на нее мне остается маловато. У нас есть дача, где мы работаем с весны до поздней осени. Моя жена очень хорошо готовит, с лета консервирует овощи и фрукты, делает соленья-варенья, компоты. Дача приносит ощутимую пользу, кроме того, рядом есть речка, где можно порыбачить, и места красивые. Так что на досуг не жалуюсь.  

Кира Щербакова