Там, где видимость ограничена, помогут зеркала
Ранее газета «Магнитка плюс» не раз писала о том, что профсоюз металлургов «Жактау» периодически предлагает администрации улучшения и совершенствования в сфере безопасности и охраны труда, дает конкретные практические рекомендации, однако многие из них остаются неуслышанными. С некоторыми предложениями профсоюза администрация все же соглашается, но только не сразу, а после череды схожих несчастных случаев, серьезного происшествия или несчастного случая, в котором одним или несколькими работниками были получены тяжелые травмы. Все эти ситуации можно было предотвратить, вовремя согласившись с доводами профсоюза и введя полезные изменения в сфере безопасности и охраны труда. О том, что в разные годы предлагалось администрации, рассказал главный технический инспектор по ОТ и ТБ профсоюза «Жактау» Игорь Евсюков.
Так, профсоюз предлагал оборудовать часть железнодорожных переездов и автомобильных перекрестков, расположенных на территории стального департамента, зеркалами – по примеру АО «АрселорМиттал Кривой рог». Зеркала позволяют водителям увидеть встречный транспорт, железнодорожный состав в условиях ограниченной видимости, без необходимости выходить на опасный участок. Казалось бы, польза от установки зеркал очевидна, однако это предложение профсоюза было воспринято не сразу.
-Зеркала устанавливают во многих странах, в том числе, они появились на предприятии в Украине, родственном нашему. Специалисты АО «АМТ» бывали там в командировках и своими глазами видели оборудованные зеркалами железнодорожные переезды и перекрестки, — говорит Игорь Евсюков. – Но после того, как профсоюз заговорил о необходимости установки зеркал у нас, мы получили письмо за подписью ответственных лиц, в котором говорится, что зеркала в местах, требующих проявления повышенного внимания со стороны персонала комбината не нужны – так посчитали в администрации. По прошествии времени зеркала все же начали устанавливать, в том числе в тех местах, о которых говорил профсоюз. Сейчас они есть также под путепроводом в районе станции «Прокат», под путепроводом, где проходят железнодорожные пути от станции «Доменная» в сторону отвала. В этих местах очень ограниченная видимость, и, несмотря на знак, который разрешает водителям ехать со скоростью не более 20 километров в час, вероятность несчастных случаев остается высокой.
На одном из перечисленных переездов зеркало установили после дорожно-транспортного происшествия, но потом его сняли. После установили два зеркала небольшого размера, которые практически не дают эффекта. Дальше этого дело пока не продвинулось.
Вопросы есть, ответов нет
Не сразу соглашается администрация с предложениями профсоюза, касающимися изменений в нормах выдачи работникам комбината спецодежды и спецобуви. Так, в профсоюзе хранится письмо от Управления охраны труда АО “АМТ”, в котором говорится о том, что для персонала стального департамента АО «АМТ» нормами выдачи не предусмотрены зимние ботинки. Для того, чтобы работники все же смогли их получать, профсоюзом была проделана серьезная работа.
Без ответа администрации остался вопрос профсоюза об энергосбережении, заданный на одном из производственных советов. Дело в том, что при закрытых воротах на въездной сигнализации постоянно горит красный сигнал светофора. Для чего –неясно. При этом, на комбинате официально действует программа энергосбережения, и рассказано о ней было немало.
-Есть требования промышленной безопасности, в которых прописано, что на воротах должна быть установлена сигнализация. Несомненно, она имеется, — говорит Игорь Евсюков. — Но в каком документе написано, что красный сигнал должен гореть при закрытых воротах? Сигнал светофора определяет порядок заезда авто и железнодорожного транспорта. Когда ворота открыты, должен гореть либо разрешающий, либо запрещающий сигнал. Но зачем нужен какой-либо сигнал, когда заезд невозможен в принципе? Зачем тратить электроэнергию на то, что не имеет смысла?
Важно обосновать
По словам Игоря Евсюкова, каждое предложение профсоюза администрации основано только на проверенной информации и подтверждено нормативами по безопасности и охране труда. Это очень серьезная база, и обоснования каждого предложения не менее серьезные. Так почему же они воспринимаются администрацией непросто? Технический инспектор поделился своим мнением по этому вопросу:
-Персонал комбината постоянно побуждают вносить предложения по безопасности и охране труда. Но когда предложения вносит профсоюз, они воспринимаются в штыки. К этой ситуации я отношусь с долей юмора: ну, вот так мы работаем, что ж поделать. Прежде чем специалисты по безопасности и охране труда АО «АМТ» понимают, что действительно нужно было сделать так, как мы предлагали, обычно проходит пять-шесть лет. Ранее мне приходилось говорить первым руководителям комбината: «Не переживайте, никто и не вспомнит о том, что нововведение инициировал профсоюз. Лишь бы люди работали безопасно – вот что нужно ставить во главу угла».
Немаловажную роль играет и такое понятие, как «замкнутая система безопасности» в части электробезопасности, безопасности железнодорожного транспорта, работы на высоте. Кроме минусов, замкнутая система имеет и свои плюсы. Но только нововведения, касающиеся безопасности и охраны труда, она, как правило, не воспринимает.
-С одной стороны, замкнутая система хороша тем, что в ней работают сильные в своей сфере профессиональной деятельности специалисты, обладающие знаниями и большим опытом, — говорит Игорь Евсюков. — Минус системы в том, что без внешнего контроля имеющиеся в ней недостатки не устраняются. Работающие в системе специалисты эти недостатки, конечно, видят, но они начинают рассуждать следующим образом: «Мы о недостатках знаем, но больше о них не знает никто. И не нужно поднимать проблемные вопросы на каких-то уровнях». Такая система просто не может развиваться, и возникает парадокс: в том, что касается безопасности, суперспециалисты начинают действовать не на плюс, а на минус. Когда кто-то приходит со стороны, чтобы указать специалистам на недостатки, то им это не нравится. Если кто-то из специалистов, работающих в системе, захочет рассказать о недостатках человеку «извне», то он не сможет этого сделать, потому что кроме самих специалистов практически никто не знает специфику их работы настолько хорошо, чтобы понять, о чем идет речь.
После участившихся несчастных случаев профсоюз предлагал помощь и в мониторинге электробезопасности. В конвертерном цехе профсоюз предлагал провести совещание с участием всех заинтересованных лиц, представителей служб 5S, WSM, «красных скорпионов» с тем, чтобы услышать, что они конкретно могут предложить для безопасной работы в цехе кроме лозунга «Нужно работать безопасно!». Однако конкретики не прозвучало.
Сегодня во всех вышеперечисленных «замкнутых системах» есть немало проблемных вопросов, некоторые из них профсоюзу удалось решить. Правда, доказывать правоту пришлось очень долго.
Кира Щербакова